Предыдущая Оглавление Следующая

В начале февраля партизаны отошли от Ханоя. Дальше «первая серия» войны во Вьетнаме принципиально ничем не отличалась от хорошо известной серии про американцев в Индокитае. Первые успехи французов -увеличение численности войск. Из Франции прибывали боевые самолеты, в том числе и «Спитфайры». В 1947 г. из Франции прибыла 4-я группа в составе эскадрилий 1/4 «Дофин» и 11/4 «Лафайет», вооруженных опять-таки «Спитфайрами».

В октябре 1947 г. французы провели первое крупное наступление против отрядов Вьет Миня - операцию «Леа», в которой приняли участие армейские части с бронетехникой, воздушно-десантные подразделения и авиация. Непосредственную авиационную поддержку обеспечивали «Спитфайры». Результатом операции стал разгром штаба Вьет Миня, французы взяли в плен командующего армией Вьет Миня генерала Гиапа, сам Хо Ши Мин чудом избежал плена. Однако успех остался тактическим. За первой операцией «Леа» последовали «Леа-1, 2, 3, 4». Единственным средством авиационной поддержки французских войск в этих операциях выступали «Спитфайры».

Но «Спитфайр» — не штурмовик!

Французы тоже это понимали: малый радиус действия, ограниченная бомбовая нагрузка, уязвимость от стрелкового огня с земли. По мнению французских военных, для Индокитая идеально подошли бы «Тандерболты», но истребители-бомбардировщики P-47D играли существенную роль в военной структуре НАТО в Европе, поэтому во Вьетнам для замены «Спитфайров» были отправлены «Кингкобры». К 1950 г. во Вьетнаме не осталось ни одного французского «Спитфайра».

Spitfire607.jpg

Французские "Спитфайры" над побережьем Вьетнама

ГРЕЦИЯ

Вторая мировая война в ее «греческой» части на своем заключительном этапе переросла в войну гражданскую. Одну из сторон в этой войне всемерно поддерживали англичане, которые в конечном итоге к февралю 1945 г. установили контроль над материковой частью Эллады. 12 февраля 1945 г. в Варкизе было подписано соглашение о прекращении гражданской войны, по условиям которого все формирования ЭЛАС (прокоммунистическая Народно-освободительная армия Греции) выводились из районов Афин, Салоник и Патраса. Соглашение предусматривало амнистию всем участникам боевых действий, всеобщие выборы и проведение референдума о возвращении короля Георга II на греческий престол.

Коммунистов в последнее время принято обвинять во всех смертных грехах, в том числе и в невыполнении подписанных договоров. В 1945 г. в Греции большая часть бойцов ЭЛАС сложила оружие и разошлась по домам. В Греции на целый год наступило относительное затишье: боевые столкновения вспыхивали эпизодически, а основные сражения шли на политическом фронте. Правительство страны потихоньку усиливало свои вооруженные силы, в том числе и ВВС. ВВС Греции все еще оставались под английским командованием, две греческие эскадрильи - 335-я и 336-я - были вооружены «Спитфайрами».

Ситуацию в стране взорвали так называемые «всеобщие» выборы, состоявшиеся 31 марта 1946 г. Коммунисты и ряд демократических партий обвинили правительство в фальсификации их итогов и давлении на избирателей. Выборы послужили поводом к новой конфронтации. Первое открытое столкновение произошло в июле 1946 г., когда правительственные войска попытались установить контроль над районом гор Вермион и Олимп. Несмотря на то, что наступавших поддерживали танки и «Спитфайры», атаки успеха не имели. Отряды ЭЛАС имели широкую поддержку среди населения страны, огромный опыт партизанской войны с немцами, да и в армии Греции у них было немало скрытых союзников. В стране начался новый виток гражданской войны.

Первые бои лишний раз продемонстрировали неэффективность «Спитфайров» в качестве самолетов непосредственной авиационной поддержки и вооруженной разведки. Было высказано парадоксальное на первый взгляд предложение: для выполнения этих задач заменить истребители учебно-тренировочными «Гарвардами», оснащенными бомбодержателями. Действительно, боевая эффективность «Гарвардов» в качестве ударных самолетов оказалась выше, чем у знаменитых «Спитфайров». Вполне возможно, что переоборудованные в Греции «Гарвады» стали первыми в мире противопартизанскими самолетами. Подобные переделки из учебных и транспортных машин получили широчайшее распространение в мире примерно начиная с 60-х годов.

Spitfire608.jpg

Первыми британскими самолетами, приземлившимися в Греции, стали "Спитфайры" 32-й эскадрильи

Предыдущая Оглавление Следующая