Датский "Спитфайр"
![]() |
![]() |
"Спитфайры" 1-й эскадрильи родезийских ВВС | "Спитфайр" и пилоты первой эскадрильи индийских ВВС |
В 1951 г. на вооружение ВВС Южной Родезии поступило 22 истребителя «Спитфайр» Мк. 22 (две эскадрильи), которые стали первыми полноценными боевыми самолетами ВВС этого южноафриканского государства. Но уже через год «Спитфайры» стали вытесняться «Вампирами».
"Сифайров" ушло за рубеж значительно меньше, чем «Спитфайров». Французский флот обзавелся "Сифайрами" III еще в конце войны. Про участие французских «Спитфайров» во Вьетнамской войне мы уже говорили раньше. «Сифайры» составили им компанию. В августе 1945 г. самолеты эскадрильи 1F с авианосца "Диксмюнде" прикрывали высадку войск генерала Леклерка под Сайгоном. В августе 1946 г. после перемирия с Хо Ши Мином эту часть вернули в Европу. С началом новой войны с повстанцами палубную авиацию опять пустили в ход. В конце января 1947 г. "Диксмюнде" вновь появился в Тонкинском заливе. Его самолеты приступили к разведке дельты Красной реки, где сосредотачивались вьетнамские части. С марта «Сифайры» начали наносить удары по району Намдиня, а в апреле поддерживали французские войска в боях под Сайгоном. Затем "Сифайры" прикрывали высадку морской пехоты и частей иностранного легиона у Хайфона. Авианосец потерял два истребителя. Но их не сбили, а просто летчики промахнулись на посадке и свалились за борт. Неудачникам удалось выбраться из кабин, и их подняли на борт.
Вскоре к берегам Индокитая подошел второй французский авианосец, "Арроманш". На нем находилась эскадрилья "Сифайров" XV. Самолеты обоих кораблей обстреливали узлы дорог на вьетнамско-китайской границе, по которым шла помощь на юг. С 1949 г. "Сифайры" начали постепенно заменять на "Хэллкэты". Тем не менее английские истребители продолжали воевать до конца года. Под Каобангом французские летчики потеряли два "Сифайра". К началу 1950 г. "Сифайры" полностью были вытеснены американской техникой.
В 1947 г. австралийским ВВС целиком передали 805-ю эскадрилью, летавшую на "Сифайрах" XVII, но уже в августе 1948 г. она перешла на "Си Фьюри".
На единственном канадском авианосце "Уорриор" служили "Сифайры" XV 883-й эскадрильи, но недолго - их сменили те же "Си Фьюри".
В 1950 г. 20 "Сифайров" XV купила Бирма. Не думайте, что у Бирмы когда-либо был хоть один авианосец - просто бирманцев устраивала цена. Все морское оборудование с самолетов сняли, и они летали с сухопутных аэродромов. Одновременно приобрели 39 потрепанных "девяток", некоторые из которых были куплены из вторых, а то и из третьих рук. Все эти машины участвовали в операциях против прокитайских повстанческих группировок в северной части страны. "Пятнадцатые" прожили недолго, а вот "девятки" эксплуатировались до конца 50-х годов.
Интересно также отметить тот факт, что «Спитфайр» появился даже в Южной Америке.
Аргентинский летчик кэптен Джэйм Стори по окончании Второй мировой войны решил заняться бизнесом. В годы войны Стори добровольно вступил в RAF и сражался, главным образом, на «Спитфайрах». После войны в Аргентине развернулись масштабные работы по составлению топографических карт страны. Стори предложил свои услуги Институту военной географии, отвечавшему за выполнение картографирования.
Дж.Стори купил в Англии фоторазведчик «Спитфайр» PR. XI и перегнал его в апреле 1947 г. своим ходом из Англии в Буэнос-Айрес. Дальнейшая судьба самого Стори и его предприятия не известна, но летчик написал любопытную статью о перегоне, опубликованную британским журналом «Эйроплэйн» 14 ноября 1947 г.
«Я взлетел с аэродрома Харн под Барнемутом 29 апреля в 11 ч 15 мин по Гринвичу и взял курс на Гибралтар через Бискайский залив и Испанию. Погода стояла отличная. Мой «Спитфайр» PR. XI с дополнительным 170-галлонным сбрасываемым топливным баком под фюзеляжем отлично подходил для такого полета. Через несколько минут после взлета ко мне пристроился двухместный «Спитфайр» — скуадрон-лидер Гай Морган провожал меня в дальний путь. Мы вместе пересекли Ла-Манш.
Впервые за последние шесть недель я почувствовал себя свободным человеком - я отдыхал и наслаждался полетом. Нервотрепка с покупкой самолета, оборудования, оформлением документов, подготовкой к перелету осталась позади. В предшествующие шесть недель я каждую минуту решал сто и еще одну проблему! Визы, сертификат летной годности, навигационные планы и таблицы... Теперь же я ловил кайф: «Спит» мой, я в нем, и мы летим!!!
Под крылом проплыли Джерси и Шербур, прямо по курсу лежал Брест. Синоптики в Харне дали отличный прогноз до самого Гибралтара. Они не ошиблись - я приземлился в Гибралтаре с разницей в несколько минут относительно расчетного времени посадки.