Предыдущая Оглавление Следующая

Для устранения этого недостатка с 26-й серии Су-7Б получили укороченные главные ноги шасси. Для обеспечения уборки шасси в ту же нишу в крыле, что и на ранних сериях, была доработана и кинематическая схема главных стоек. В результате ход колеса увеличился с 340 до 390 мм, а расстояние от земли до строительной горизонтали фюзеляжа в стояночном положении машины уменьшилось на 176 мм. Вторая доработка шасси была принята с восьмого самолета 31-й серии. С него Су-7Б стали комплектоваться новой передней ногой шасси с улучшенной характеристикой амортизации при движении самолета по земле и другим конструктивным оформлением вилки и ряда других узлов. Изменения несколько уменьшили вероятность попадания мусора в канал двигателя и улучшили эксплуатационную пригодность шасси, но для еще большей защиты ВЗ требовалась активная система его защиты, разработкой которой для будущих модификаций Су-7 начали заниматься в ОКБ.

Стоит сказать, что надежности шасси уделялось повышенное внимание, особенно после того, как из-за невыпуска одной основной стойки шасси при посадке пришлось катапультироваться летчику испытателю ГК НИИ ВВС Степанову (аварийно садиться с неисправным шасси поначалу запрещалось из-за высокой скорости и чрезмерного риска). В дальнейшем была разработана методика выполнения посадки вне аэродрома с одной выпущенной передней стойкой.

Но самым значительным, можно сказать, этапным изменением стало внедрение с 26-й серии системы специального бомбардировочного вооружения, что превратило Су-7Б в носитель ядерного оружия. Остановимся подробнее на этом нововведении, отработка которого до запуска в серию выполнялась на опытном самолете С22-5.

К этому времени на вооружение ВВС поступила первая серийная спецавиабомба, приспособленная к наружной подвеске на самолет-носитель. Ее разработали ученые и специалисты второго после Арзамаса-16 отечественного ядерного центра, созданного в 1955 году в глухом месте в глубине страны, среди восточных предгорий Среднего Урала. На берегу озера Синара был заложен закрытый город Челябинск-70 (сейчас город Снежинск), в котором и расположился новый ядерный центр, впоследствии получивший наименование ВНИИ Технической физики имени академика Е.И. Забабахина. Первым научным руководителем института стал К.И. Щелкин, впоследствии трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий.

Su-7B031.jpg Su-7B032.jpg
"Главный калибр" Су-7Б в музее Всероссийского научно-исследовательского института технической физики Для бомбометания с кабрирования Су-7Б с 26-й серии получили специальный прибор

Созданное там в конце 50-х годов "изделие" имело обтекаемую аэродинамическую форму с малым коэффициентом сопротивления, радиопрозрачную переднюю часть для радиовысотомера системы подрыва и оперение типа "свободное перо" с четырьмя стабилизаторами, размах которых составлял 726 мм. В средней части бомбы размещался шаровой заряд из делящегося материала, длина изделия равнялась 3365 мм, диаметр корпуса 580 мм, а вес 480 кг. Бомба имела систему обогрева от носителя и могла подвешиваться на специальные балочные держатели. В 1959 году ее испытывали подвеской на МиГ-19, а через год на МиГ-21Ф. В 1961 году после Госиспытаний "изделие" в комплексе с носителем Су-7Б было принято на вооружение.

Для использования одной спецавиабомбы Су-7Б с 26-й серии оснащались двумя независимыми системами бомбардировочного вооружения - первая отвечала за управление и сбрасывание "изделия", а вторая предназначалась для работы с обычными бомбами, НАРС и ПТБ.

Специальное бомбардировочное вооружение Су-7Б состояло из балочного держателя, обеспечивающего подвеску и сброс изделия или имитационной бомбы, электросистемы управления сбрасыванием и спецприбора в кабине летчика, предназначенного для прицельного бомбометания с кабрирования и горизонтального полета.

Балочный держатель устанавливался на фюзеляже с левой стороны по полету (взамен штатного держателя) на те же фюзеляжные узлы крепления. Он оснащался замком с двумя мощными "развесистыми" ухватами и специальным штепсельным разъемом, который при подвеске изделия стыковался с ответной частью на спецавиабомбе.

Элементы управления всей системой размещались в кабине летчика на специальном щитке под прицельной головкой усовершенствованного стрелкового прицела, а само сбрасывание осуществлялось от боевой кнопки на ручке управления самолетом. Электросистема обеспечивала сброс бомбы по двум независимым электроцепям (для большей надежности, боевое на "Взрыв" и аварийное как на "Взрыв", так и на "Невзрыв"), а также сигнализацию наличия спецавиабомбы на подвеске, снятия одной из ступеней предохранения, выбор способа подрыва (воздушный или наземный, в зависимости от задания на полет), а также питания изделия постоянным током, его обогрев и управление взрывателем имитационной бомбы.

Для испытаний специзделий в составе 35-го бап, дислоцированного на аэродроме 71-го полигона ВВС, созданного для авиационного обеспечения ядерных испытаний, помимо других машин имелись и несколько Су-7Б. В 1961 году они использовались для Госиспытаний без сброса боевых "изделий". В следующем году эти машины были "опалены атомным огнем" на Семипалатинском полигоне. В связи с подготовкой договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах обе сверхдержавы спешили и использовали на конечном этапе максимальное число типов носителей.

С августа по декабрь 1962 года в СССР было проведено 59 воздушных ядерных испытаний, из которых 24 было выполнено на Семипалатинском полигоне сбросом "изделий" с Ту-16, Ил-28 и Су-7Б. Таким образом, "семерка" стала единственным сверхзвуковым носителем в истории ВВС СССР, с которого были выполнены сбросы спецавиабомб в штатном снаряжении. В этих испытаниях руководителем авиационной группы 71-го полигона был генерал-майор В.И. Киселев, а заместителем по научно-испытательной части инженер-полковник В.М. Поддубный.

Предыдущая Оглавление Следующая