Первая «спарка» У22-1 на испытаниях в ЛИИ, г. Жуковский
"Два в одном " (Су-7У и Су-7УМК)
Поступление в строевые части новых истребителей-бомбардировщиков поставило на повестку дня вопрос о создании учебно-боевого варианта машины. Использование в полках, вооруженных Су-7, в качестве учебных "спарок" УТИ МиГ-15 было вынужденной мерой, поскольку самолеты по своим характеристикам и возможностям отличались буквально как небо и земля. Особенно ярко это проявлялось во взлетно-посадочных характеристиках машин, из-за чего для хотя бы приблизительной имитации поведения "семерки" при посадке на "УТИшке" садились с повышенной скоростью и убранными закрылками. Кроме того, большое число учебных самолетов требовалось и полкам на перехватчиках Су-9, поскольку для оснащения частей на этих приоритетных тогда машинах в период с 1961 по 1962 год была выпущена ограниченная серия - всего 50 Су-9У, что было явно недостаточным для всех полков и учебных центров, вооруженных суховскими "балалайками". Приходилось привлекать для тренировок МиГ-21У, серийный выпуск которых был развернут на авиазаводе в Тбилиси в 1962 году, однако это не решало вопроса.
В январе 1961 г. Постановлением правительства ОКБ-51 было предписано разработать учебно-боевой вариант Су-7, предназначенный для обучения летчиков и курсантов училищ, тренировки по пилотажу и применению вооружения, а в случае необходимости и боевой работы. Первые наброски новой машины были сделаны в 1962 году, но из-за большой загрузки ОКБ более приоритетными работами дальнейшее проектирование и постройка "спарки" были поручены филиалу ОКБ-51 на серийном заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре. Но и там из-за большой загрузки немногочисленного коллектива работами по сопровождению серии истребителей-бомбардировщиков и значительным объемом доработок и внесений изменений в конструкторскую документацию работы по учебной машине оставалась в загоне .
Только в 1964 году, после решения большинства проблем с серийным выпуском Су-7Б и БМ, в планах коллектива появился пункт о постройке прототипа учебно-боевого самолета и его облете в следующем году. К концу года были завершены и проектные работы по самолету, названному У22. Для ускорения работ помощь коллективу филиала ОКБ оказывали специалисты, присланные из Москвы на "далекие берега Амура" и проводившие в командировках не один месяц.
В изготовлении находились сразу две машины, но одна из них считалась технологической и пошла "под нож" - на ней отрабатывали новую компоновку, постоянно что-то переделывали, вырезали и меняли. Другая, на которую переходили все отработанные на первой изменения, считалась предсерийной машиной. Она была готова в первой половине 1965 года.
Каркас фюзеляжа самолета Су-7У