Предыдущая Оглавление Следующая

В 523-й Оршанский Краснознаменный орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского апиб Су-7Б начали поступать в конце 1961 года, а в 1965 году на смену им и все еще остававшимся в полку "чистым" Су-7 с завода стали приходить Су-7БКЛ, остававшиеся на вооружении части до 1971 года, когда их сменили первые Су-17. Кроме этого полка, в составе 1-й Краснознаменной ВА Дальневосточного военного округа (ДВО) на "семерках" летал 229-й апиб в Бирофельде, сформированный в 1982 году на новом аэродроме недалеко от Биробиджана.

Строительство в короткие сроки на болотистой местности аэродрома рядом с китайской границей и формирование на нем "ударного" полка было определенной демонстрацией силы перед беспокойным соседом. Командиром части был назначен п.п-к Заборовский.

С августа по ноябрь 1982 года полк принимал самолеты, ранее состоявшие на вооружении 306-го апиб, находившегося в белорусских Бобровичах. Из-за ограниченного запаса заправляемого топлива отрезки между аэродромами взлета и посадки не должны были превышать 1000 км, учитывая расход, затрачиваемый на сбор группы после взлета и при построении захода на посадку.

Поскольку расстояние между Бобровичами и Бирофельдом превышало 7000 км, одна перегонка включала 10-11 посадок. Всего за два с половиной месяца было выполнено четыре перелета по 10 бортов в каждом (самолеты сопровождали два Ан-12 с техсоставом и полным набором запасных частей), давшие в итоге порядка 420 посадок!

Полеты выполнялись на незнакомые аэродромы с различными превышениями, схемами построения захода на посадку, различной длиной и шириной ВПП, в погодных условиях от ПМУ до жесткого минимума.

На Су-7БМ полк летал до 1985 года, когда им на смену пришли Су-17М2, ранее принадлежавшие 806-му апиб из Луцка, а "спарки" в части продолжали эксплуатироваться вплоть до ее расформирования в 1989 году.

В соседней 23-й ВА Забайкальского военного округа (ЗабВО) Су-7Б был вооружен 6-й Краковско-Берлинский орденов Суворова и Кутузова апиб в Степи и 189-й Гвардейский Брестский ордена Суворова апиб, базировавшийся на аэродроме Борзя (Чиндант) и перешедший на новые истребители-бомбардировщики с МиГ-15бис.

В Северо-Кавказском военном округе (СКВО) "семерками" были вооружены два полка Ейского ордена Ленина ВВАУЛ имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова - уже упомянутый выше 963-й уап в Таганроге и 959-й уап в Ейске, а также 802-й уап Краснодарского ВАЛТУ, готовившего летчиков для дружественных стран.

Su-7B137.jpg

Летчики 274-го апиб на фоне своих Су-7БКЛ. Самолет с бортовым номером №42 поднят на подъемники для замены колес основных стоек шасси

Su-7B138.jpg

Этот известный снимок олицетворения мощи ВВС сделан в начале 70-х годов на аэродроме Вознесенск на юге Украины

После Су-7 полки Ейского училища стали получать Су-7Б и БМ, а позднее БКЛ и несколько Су-7БМК. С 1965 года поступили и первые "спарки" Су-7У, что значительно облегчило обучение курсантов. Кроме базовых аэродромов, на которых в основном летали старшекурсники, у каждого полка был и свой лагерный аэродром. Так, у Таганрогского полка это было Миллерово, а у Ейского - Буденновск.

С 1981 года 963-й уап начал переучиваться на Су-17, а последние училищные "семерки" в 1985 году были отправлены для укрепления ВВС Афганистана в Шиндант, где и закончили свой путь.

34-я ВА Закавказского военного округа (ЗакВО) располагала одним полком "семерок" - 168-й Гвардейский Краснознаменный ордена Александра Невского отдельный апиб базировался на аэродроме Большие Шираки. Полк перешел на Су-7БМ и БКЛ с МиГ-17 и летал на них до 1978 года, после чего был перевооружен на Су-17М2 и М3 и в 1984 году вошел в состав 36-й адиб.

Предыдущая Оглавление Следующая