Предыдущая Оглавление Следующая

Su-7B187.jpg Su-7B189.jpg
Мощная ракета С-24 с контактным механическим взрывателем В-24А, подвешенная на пусковом устройстве ПУ-12-40У под крылом Су-7У Две дополнительные точки подвески вооружения позволили увеличить количество НАР С-24 с четырех до шести
 

Su-7B188.jpg

Пусковое устройство ПУ-12-40У, установленное на балочном держателе БДЗ-57ФР под фюзеляжем Су-7БКЛ

С использованием системы противозаглохания КС-1 серийно-залповые пуски НАР типа С-5 по наземным целям разрешалось производить с высоты не менее 800 м и на скоростях от 600 км/ч до 1000 км/ч, а НАР С-3К и С-24 с высот до 5000 м (С-24Б до 2000 м) и такой же скорости. При этом прицельная дальность стрельбы варьировалась для С-5 от 1200 до 1800 м, а для С-24 - 1600-2000 м. Без КС-1 во избежание помпажа и остановки двигателя пуски выполнялись только на установившемся режиме малого газа, для чего летчику требовалось "прибрать" обороты двигателя перед стрельбой (собственно, и КС-1 автоматически делала то же самое, кратковременно отсекая подачу топлива, чтобы не сжечь двигатель).

Огонь из пушек можно было вести короткими и длинными очередями до отстрела полного боезапаса включительно, причем опытный летчик удерживал цель в прицеле по мере стрельбы, "подводя" к ней очередь. В целях безопасности требовалось в каждом заходе на цель вести стрельбу только одной очередью продолжительностью не более 1 с.

Для предотвращения поражения самолета осколками разорвавшихся снарядов высота пролета над местом их взрыва должна была составлять не менее 200 м, а прицельная дальность стрельбы из НР-30 составляла 1100-1600 м на скорости от 600 до 900 км/ч.

Для сокращения трудозатрат и времени на подготовку самолетов к вылетам по результатам проведенных в 1967-1968 годах исследований и обобщения опыта работы строевых частей блоки неуправляемых ракет и пусковые устройства разрешили использовать без проведения дополнительной пристрелки. Кроме того, стала допускаться подвеска и снятие с балочных держателей заряженных блоков типа УБ-16-57У, прежде считавшаяся небезопасной - все же блок был набит полусотней килограммов взрывчатки, взрывателей и "пороховиками" ракет.

Тогда же для экономии 50 или 100 кг авиабомб, расходуемых на учебно-боевую подготовку и обеспечения двух бомбометаний в одном полете при паре подвешенных бомб, оружейником И.Б. Никитиным был разработан и применен простой имитатор подвески. Без него расходовать по одной бомбе не представлялось возможным - при одном разгруженном узле в полете тут же сбрасывался груз с противоположного БД.

Значительное усиление в 70-е годы ПВО вероятного противника заставило истребители-бомбардировщики "прижаться к земле", прорываясь к целям на малых и предельно малых высотах. И хотя такой полет на Су-7Б требовал от летчика повышенного внимания и огромного напряжения, зачастую альтернативы ему не было. В связи с этим для исключения рикошета авиабомб при установке их взрывателей на большое и штурмовое замедление, а также увеличения их отставания от носителя при применении на мгновенное или малозамедленное действие, с тем чтобы избежать поражения самолета их осколками, с середины 70-х годов стали применять приставные тормозные устройства, которыми могли комплектоваться ряд осколочных и осколочно-фугасных авиабомб старых образцов и моделей калибра от 500 до 100 кг. Цилиндрические контейнеры с парашютами закреплялись в хвостовой части авиабомб, и их использование позволило снизить минимальную высоту бомбометания до 50-100 м.

С февраля 1980 года в связи с поступлением на вооружение новых типов авиабомб к подвеске под самолеты типа Су-7Б были разрешены современные ОФАБ-250ШН и ФАБ-500ШН (на снабжении ВВС с середины 70-х годов) с встроенными тормозными устройствами парашютного типа, допускавшими их сброс с высот 30-60 м и более на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Кроме того, устройством самих боеприпасов для повышения боеготовности обеспечивалось сокращение времени на подготовку этих авиабомб к применению - с завода-изготовителя они поступали в виде "авиационных бомбовых выстрелов", уже окончательно снаряженных взрывателями. Их конструкция обеспечивала раскрытие парашютной системы бомбы, взведение цепи штурмового, замедленного или мгновенного действия взрывателя в зависимости от времени ее падения, определяемого высотой и скоростью полета самолета, срабатыванием или отказом механизма раскрытия парашюта. Для обучения летного состава бомбометанию с высоты 30-500 м бомбами с тормозными устройствами на Су-7Б стали использовать практические авиабомбы П-50Ш.

Предыдущая Оглавление Следующая