Предыдущая Оглавление Следующая

Любопытные эксперименты были проведены по оценке возможности "топмачтового бомбометания" с Су-7Б, подобного использовавшемуся в морской авиации в годы войны. При этой методике бомбы, сброшенные на высокой скорости и предельно малой высоте, на траектории касались земли плашмя, рикошетировали и продолжали лететь вперед, разрываясь уже при следующей встрече с землей или препятствием. Предполагалось, что таким образом бомбы можно будет "закатывать" во входы укрытий и прочных сооружений, поражать их ворота, да и саму атаку можно будет выполнять без набора высоты и риска попадания под огонь ПВО. Методику сочли небезопасной и требующей специального прицельного оборудования и особо подготовленных боеприпасов (на большинстве обычных бомб баллистическое кольцо, зарываясь в землю, мешало рикошету).

Тогда же к применению с Су-7Б были разрешены зажигательные баки ЗБ-500Ш и новые ЗБ-500ШМ и ЗБ-250Ш, а также зажигательные бомбы ЗАБ-500В и ЗАБ-500Ш. В отличие от ранее используемых ЗБ-500 и ЗБ-500Р, у которых минимальная высота сброса составляла 100-150 м, а максимальная скорость бомбометания не ограничивалась, новые баки могли успешно применяться с высот до 30 м, но при этом скорость Су-7Б не должна была превышать 900 км/ч. ЗАБы могли применяться с высот 50 м и более и были наиболее эффективны в сухое время года при плюсовой температуре воздуха.

Широко стали использоваться и термостойкие авиабомбы различного назначения и калибров, что позволило значительно увеличить время полета с ними на сверхзвуковой скорости и большой высоте, сопровождавшейся кинетическим разогревом боеприпасов. Для ударов по групповым и протяженным целям истребители-бомбардировщики применяли широкую гамму разовых бомбовых кассет (РБК) калибра 250 и 500 кг, снаряжаемых различными типами осколочных, зажигательных, противотанковых бомб, а позднее и мин.

Su-7B190.jpg

Буксировка тележек-подъемников с авиабомбами ФАБ-250 М-54 к Су-7БКЛ

Su-7B191.jpg

"Каждую бомбу, ракету, снаряд - в цель". Впечатляющий снимок. Однако, он является фотомонтажом — пуск мощных ракет мог выполняться с дистанции 1500 м

Не забывались и средства доставки на территорию противника агитационной литературы и листовок, несущих в стан врага "разумное, доброе, вечное". Для этих целей Су-7Б мог нести агитационные авиабомбы АГИТАБ-250-85 или более совершенные и вместительные АГИТАБ-500-300.

Редким вариантом подвески было использование на прошедших специальную доработку Су-7Б дымовых авиационных приборов ДАП-67. Они предназначались для образования цветных дымовых трасс при выполнении фигур высшего пилотажа или специальных учебно-тренировочных полетов. Подвешенные под крылом они обеспечивали образование дыма одного из четырех цветов: красного, фиолетового, оранжевого или белого и могли применяться на скорости до 1100 км/ч и высотах до 5000 м при перегрузках до 7 единиц. Весящий в снаряженном состоянии 100 кг прибор состоял из "трубы", внутри которой размещались две кассеты с четырьмя дымовыми шашками, переднего обтекателя и заднего конуса с соплом для выхода дыма. Состав поджигался электрокапсюльной втулкой при нажатии на боевую кнопку на ручке управления самолетом и горел около 4-5 минут. Появление в арсенале Су-7Б спецавиабомб и прибора для бомбометания с кабрирования превратило "семерку" в носитель ядерного оружия. Определенного рода эйфория, вызванная поступлением на вооружение сверхзвуковых носителей, внесла значительные коррективы в тактику истребительно-бомбардировочной авиации. Характеристики самолета и его спецвооружения привели к переоценке этого вида оружия. Казалось, что время массированных авиационных ударов отошло в прошлое, поскольку в связи с возросшей огневой мощью самолета для поражения большинства целей уже не требуется выделения большого наряда сил. Кроме того, считалось, что в связи с возросшими скоростями полета и недостаточными маневренными характеристиками новых истребителей-бомбардировщиков полеты в составе больших групп с выдерживанием строя в боевых порядках, интервалов и дистанций будут сложным и небезопасным делом.

Предыдущая Оглавление Следующая