Предыдущая Оглавление Следующая

Su-7B229.jpg

Египетский Су-7БМК в камуфляже типа "нильской дельты"

Su-7B230.jpg Su-7B231.jpg
Главный враг египетской авиации — перехватчики "Мираж" III CJ, составлявшие основу истребительной авиации израильтян Более десяти заявленных побед имели на своем счету сразу несколько израильских пилотов. Жертвами истребительной авиации противника стали почти полсотни египетских Су-7, потерянных в период 1967-73 г.г.

Египетской авиации был учинен разгром, лишивший её 260 самолётов; спасти удалось лишь часть, перегнанную на аэродромы соседних арабских стран. Под давлением СССР и США, в кои-то веки занявших сходную позицию, коалиция была вынуждена отступить и отвести войска. Президент Насер вышел из кампании, укрепив свой политический престиж как «стойкий борец за общее дело».

Фигура Насера идеально вписывалась в тогдашние отечественные представления о «представителе прогрессивных сил современности» (напомним, что к таковым Программой КПСС относились «социалистическое содружество, рабочие и коммунистические движения в капиталистических странах и национально-освободительная борьба народов», все вместе противостоящие империализму). Заслуги Насера на этом поприще были оценены вручением ему в мае 1964 года Золотой Звезды Героя Светского Союза (поговаривали, что поводом послужила ревность египетского лидера к награждению высшей советской наградой президента Алжира Бен Белла двумя неделями раньше). За компанию звание Героя получил и сподвижник Насера, фельдмаршал египетской армии Амер.

Поскольку потери ВВС Египта были весьма ощутимы, и от его боевой авиации почти ничего не осталось, советскому партнеру пришлось в срочном порядке пополнять арсеналы поиздержавшегося союзника. Уже через полгода на параде в честь пятилетия республики над Каиром пронеслись более сотни новых истребителей и бомбардировщиков.

Дальнейшему усилению боевой мощи способствовало объединение Египта и Сирии, 1 февраля 1958 года провозгласивших создание Объединенной Арабской республики (ОАР), к которой спустя месяц присоединился и Северный Йемен. Теперь враг в лице Израиля находился между двух фронтов, а объединённое командование располагало силами трёх арабских армий. Одновременно Насер объявил о планах создания ВВС, которые по мощи должны были вчетверо превзойти авиацию противника.

Однако последующие события более всего описывались историей о лебеде, раке и щуке: каждая сторона имела свои амбиции и планы, и после череды раздоров Сирия 28 февраля 1961 года вышла из союза, что не помешало Египту сохранить за собой символически звучавшее название ОАР.

Декларируемое «арабское единство» нашло отражение и в опознавательных знаках авиации арабских стран, отношения между которыми могли варьироваться от союза до открытой вражды, но «флажки» ВВС Египта, Сирии, Ливии, Ирака и Йемена долгие годы выглядели почти идентично, сочетая зеленый цвет верности исламу, белый - чистоты помыслов, красный - свободы и черный как знак близости земле и народу, с то и дело меняющимся числом звездочек, сообразно участию или выходу из союза.

Наращивая военную мощь, Египет требовал буквально всё, что советская сторона могла предложить. ВВС получали новейшую советскую технику, от сверхзвуковых истребителей МиГ-21, которыми к 1967 году успели укомплектовать две авиабригады, до бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16, при масштабах местного ТВД выглядевших стратегической авиацией.

Строительству мощных ВВС способствовала развитая сеть обустроенных аэродромов, доставшихся от Британской Империи. В своё время Египет являлся основной опорой Британии в регионе и здесь была оборудована развитая инфраструктура, включая десятки авиабаз с крытыми ангарами, хранилищами горючего, подземными путями, причём иные аэродромы имели по нескольку полос, длиной до трёх километров.

В числе полученной новой техники были и Су-7БМК, причем Египет стал первой следом за союзниками по Варшавскому договору страной, начавшей получать "семерки" сразу после принятия решения о возможности их экспорта.

Первая партия из 14 только что выпущенных самолётов была доставлена морским путем в апреле 1967 года. Истребителями-бомбардировщиками была оснащена 55-я эскадрилья 1-й авиабригады. Местом их базирования определили 223-ю авиабазу в Фаиде, лежавшую на самом берегу Большого Горького озера, входящего в систему Суэцкого канала, в непосредственной близости от Синая. С ней соседствовало множество других аэродромов - излюбленный ныне туристами Синайский полуостров не всегда был курортом, а Шарм-аш-Шейх и Хургада прежде всего были известны как военные базы.

Предыдущая Оглавление Следующая