Конец этой затее положили внешнеполитические перемены: пойдя на переговоры с Израилем и установление мира взамен многолетней конфронтации, Египет стал изгоем в глазах многих арабских радикальных режимов. «Нефтяные деньги» тут же прекратили поступать, что для египетской авиации означало наступление не лучших дней. Единственным арабским государством, отказавшимся одобрить карательные санкции против Египта, был Ирак и его лидер Саддам Хуссейн. Для Садата это кончилось гибелью от рук офицеров-исламистов прямо во время военного парада, но для Египта открыло новые перспективы, известные сегодня и многим российским туристам.
В те годы, на беду, и в советской внешней политике возобладали идеологически непримиримые подходы: даже нормализация отношений между Египтом и Израилем в нашей печати объявлялась «результатом происков империализма и активизации внутренних реакционных правых сил в египетском руководстве». С не меньшим возмущением говорилось и о том, что выбравшее путь мирных переговоров «руководство Египта практически вывело страну из борьбы против Израиля» . В конце концов, отход Египта от прежнего «пути прогрессивного социалистического развития» получил официальное закрепление 15 марта 1976 года, когда Национальное собрание страны объявило о денонсации договора о дружбе и сотрудничестве с СССР.
Знакомство египтян с современной западной авиатехникой вновь заострило вопрос о необходимости доработки парка имеющихся машин советского производства, остававшихся основой ВВС.
Говоря по справедливости, полученная техника в буквальном смысле заставляла «почувствовать разницу»: выполненные с французским изяществом самолёты несли высокоточное навигационное оборудование на базе инерциальных систем, эффективный прицельный комплекс, лазерный дальномер, автоматизированную систему управления. Аппаратура отличалась высоким уровнем надежности, была удобнее в работе, а двигатель и другие агрегаты обладали куда большим ресурсом, чем эксплуатируемые параллельно системы советских машин, с уровнем 15-20-летней давности. Всё это послужило поводом для нареканий: египтяне жаловались на невысокое качество советской техники, списывая на неё и часть вины за неудачную войну.
Послевоенный снимок египетского Су-7БМК (76-я серия, 49-я машина). Самолет несет кокарды нового образца, хорошо видны и следы интенсивного износа камуфляжа под немилосердным африканским солнцем и ветром пустыни
Су-7БМК, установленный в качестве памятника у военного музея в Каире. Под фюзеляжем подвешены зажигательные бомбы ЗАБ-250-200
Собираясь модернизировать Су-7БМК, которых в составе египетской авиации оставалось больше сотни, руководство ВВС объявило конкурс на программу доработки машин с обновлением их прицельно-навигационного оборудования. Предложение фирмы Литтон включало установку современной инерциальной навигационной платформы LN-33, а концерн Маркони-Эллиот должен был оснастить самолёты прицельным устройством с индикацией на лобовом стекле. В 1976 году верх взяла программа модернизации Су-7БМК с использованием навигационной системы TACAN и французского инерциального комплекта SAGEM «Улисс» 81, аналогичного используемому на «Миражах». Эти планы пришлось отложить из-за того же недостатка средств. В конце концов, все нововведения ограничились оснащением «Су-седьмых» оригинальным камуфляжем, выполненным в авангардном толке с размашистыми волнами лиловых, песчаных и зеленых тонов.
Однако МиГам и «Сухим» пришлось ещё раз вступить в бой, теперь уже против бывшего союзника. Оскорблённый «изменой Садата» ливийский лидер Муаммар Каддафи, скорый на резкие выступления, решил наказать отступника.
Для начала в июле 1977 года было организовано «народное выступление» десятков тысяч ливийских демонстрантов, с лозунгами штурмовавших египетскую границу. Следом вступила в дело армия, 20 июля открыв артиллерийский огонь по пограничным постам египтян. Те не задержались с ответом, утром 21 июля подвергнув бомбардировке ряд объектов на ливийской стороне - позиции РЛС в Эль-Джагбаб и Бардилах, укрепления и казармы. После расчистки воздушного пространства повторным ударом истребителей-бомбардировщиков были атакованы ливийские аэродромы Эль-Куфта и Насер на средиземноморском побережье (любопытным образом бомбить пришлось аэродром, носивший данное ещё в лучшие времена имя своего же египетского президента).
Ливийцы отвечали атаками своей авиации, произведя бомбардировки ряда военных объектов; в их числе был и египетский аэродром Мерса-Матрух. В боях каждая из сторон потеряла по несколько самолётов, в числе которых был и Су-7БМК, сбитый ливийскими истребителями 22 июня над базой Насер. На пятый день боёв навоевавшиеся противники объявили о прекращении боевых действий.
Окончательную точку в планах модернизации парка Су-7 и Су-20 поставили начавшиеся в 1979 году поставки американской авиатехники — вначале F-4E, а затем и F-16A. Тем не менее списывать Су-7БМК не торопились, и к 1983 году в составе ВВС Египта всё ещё числились 40 самолётов этого типа, базировавшиеся на аэродроме Эль-Фаюм южнее Каира.
Один из «Су-седьмых» сохранился и по сей день, поднятый на постамент в качестве памятника у военного музея в центре Каира.
Вновь продукция бывшего советского авиапрома на вооружении египетских ВВС появилась только тридцать лет спустя - ею стала партия из девяти военно-транспортных самолётов Ан-74, поставки которых начались в 2004 году.