Предыдущая Оглавление Следующая

Для большей гибкости и снижения уязвимости в последующие дни для ударов по наземным целям стали выделять меньшие группы самолётов - пару или звено Су-7БМК и Су-20 или одно - два звена МиГ-17. Действовать малыми силами позволял и характер большинства целей — встретив мало-мальски серьёзное сопротивление, будь то танк или огневая точка, командиры старались вызывать авиацию, рассудительно полагая, что удар с воздуха с воодушевлением встречается в войсках. Как справедливо было замечено, «авиация при этом использовалась в роли дальнобойной артиллерии», создавая лётчикам немало проблем; точечные цели трудно было распознать и поразить с воздуха, приходилось кружить над линией фронта, подвергаясь зенитному огню, что вело к удручающему росту потерь. Кроме того, действия ударных машин в качестве штурмовиков осложнялось отсутствием в боевых порядках своих войск авианаводчиков, да и сама линия фронта никак ими не обозначалась. В итоге за каждый уничтоженный авиацией танк или орудие приходилось платить слишком высокую цену, теряя каждый день по 4-5 самолётов.

8 октября «Су-седьмые» атаковали КП израильских войск в Кирьят-Шмоне на территории Израиля. Когда противник в ответ попытался совершить налёт на сирийские аэродромы, то сам потерял четыре «Фантома».

На следующий день в полдень бомбардировке подверглись генштаб и штаб сирийских ВВС и ПВО в Дамаске. Нападавшие подкрались на малой высоте, бомбили с «подскока», неточно и с большим разбросом, из-за чего пострадал близкорасположенный советский культурный центр. В здании генштаба едва не погибли пленные израильские пилоты со сбитых накануне самолётов, как раз доставленные на допрос. Их команда здесь же пополнилась ещё одним еврейским лётчиком с упавшего рядом «Фантома».

Не оставшись в долгу, «сухие» произвели налёт на Хайфу, атаковав нефтеперерабатывающий завод в пригороде зажигательными бомбами ЗАБ-250-200 и осколочно-фугасными ОФАБ-250-270. Задачу удалось выполнить без потерь, пройдя маршрут на предельно малых высотах и, после выполнения горки с набором 200 м, сбросив бомбы с горизонтального полёта. В последующие дни противники избегали бомбардировок городов, избегая неизбежных ответных действий.

Основными используемыми боеприпасами при ударах по войскам и технике были бомбы ОФАБ-250-270 и штурмовые ОФАБ-250Ш, позволявшие атаковать с малых высот, а также НАР типа С-5 и С-24. Атаки выполнялись с горизонтального полёта или пологого пикирования с высоты 100-200 м. Против танков и другой бронетехники использовались весьма эффективные бомбовые кассеты РБК-250 со снаряжением из мелких бомб кумулятивного действия ПТАБ-2,5 и ракеты С-3К и С-5К. Для поражения укреплений и сооружений использовались фугасные бомбы калибром от 100 до 500 кг.

Обычным тактическим приёмом при бомбометании был «подскок» до высоты 250-300 м с последующим сбросом с пологого пикирования в 10-12° (более крутое исключалось по высоте, превышать которую было рискованно из-за опасности быть тут же замеченным и подвергнуться зенитному обстрелу). После атаки выполнялся противозенитный манёвр — «змейка» или отворот, с уходом на свою сторону на возможно меньшей высоте. На обратном пути ударные группы «путали след», расходясь в разных направлениях и маневрируя для срыва возможных атак. Потери истребителей-бомбардировщиков чаще всего происходили при нанесении повторных ударов с набором высоты, вялом выполнении противозенитных манёвров или пренебрежении ими, а также при отходе, если истребители противника всё же успевали «повиснуть на хвосте».

Для снижения потерь, помимо освоенных полётов на предельно малых высотах, маршруты строили с использованием рельефа местности, стараясь укрыться на фоне отражений от гор и пользуясь горными распадками для выхода к цели. Для прикрытия ударных групп использовали подавление помехами израильских ЗРК с помощью специальных самолётов Ан-12ПП, а также наземным комплексом «Смальта» (одна установка «Смальты» была отправлена и в Египет, но из-за начавшихся разногласий с Садатом её так и не задействовали). Работа «Смальты» в Сирии проходила в реальной боевой обстановке против натурного же противника - ЗРК «Хок», славившегося эффективностью в борьбе с целями на средних и малых высотах и высокой помехозащищенностью.

Установку разместили у Эль-Кунейтры, на направлении, защищаемом батареей израильских «Хоков». При первой же боевой работе, обеспечивающей вылет сирийских самолётов, поставленные помехи сорвали наведение пущенной по ним ракеты. Она ушла в раскачку на траектории, совершая непредсказуемые манёвры, однако нагнала страху на лётчика, наблюдавшего эти рывки и ожидавшего неминуемого попадания. После очередного манёвра ракета проскочила мимо самолёта, нырнула к земле и взорвалась.

Подобным образом вели себя «Хоки» и при следующих пусках: ракеты впустую метались в небе, уходили во вращение, ударялись о возвышенности либо подрывались на траектории при промахе и уходе на предельную дальность. По данным сопровождавшего «Смальту» расчёта, в прикрываемом ею секторе было обеспечено 250 самолёто-вылетов сирийской авиации и сорвано 57 пусков «Хоков» без единого попадания.

Израильтяне, в свою очередь, вели борьбу с сирийской ПВО, нанеся более ста ударов по позициям ЗРК и ЗА. Для проникновения к позициям зенитчиков они часто использовали следующий приём: обнаружив возвращавшиеся с боевого задания Су-7БМК или Су-20, израильская пара или звено пристраивалась за ними в 1-2 км и использовала как прикрытие, выходя к самому аэродрому сирийцев. Иногда их даже визуально наблюдали с земли, но открыть огня не могли из-за опасения попасть по своим.

Всего при ударах израильтян из строя были выведены 13 дивизионов сирийских ЗРК. Неоднократно противник предпринимал попытки изменить ситуацию проверенным способом - выведением сирийской авиации из строя на земле.

Поскольку почти вся авиатехника на аэродромах была укрыта в железобетонных убежищах, а рассчитывать на неожиданность и свободу действий, как прежде, не приходилось, противник сделал ставку на разрушение ВПП и минирование аэродромов, что должно было нарушить их деятельность на достаточно длительное время.

Всего по сирийским аэродромам были нанесены 52 удара, благо те лежали неподалёку от линии фронта, и подлётное время для израильских ударных групп составляло от одной до 10 минут. Большая часть атак была произведена по базам сирийских истребителей-бомбардировщиков: пяти налётам подвергся Даули, шесть раз атаковали Дмейр, девять - Блей. На первом месте по интенсивности атак оказался аэродром Меззе, где размещались МиГ-17, - его подвергали ударам десять раз.

Бомбардировки Меззе примечательны как активностью действий израильской авиации, так и минимальными результатами. Первая атака Меззе была предпринята утром 11 октября. Восьмёрка «Фантомов», пройдя со стороны иорданских гор на бреющем полёте, отбомбилась по ВПП и зенитным позициям бетонобойными и шариковыми бомбами, повредив покрытие полосы в шести местах. Однако «бетонка» уже к вечеру была восстановлена, а следующий налёт был сорван плотным огнём сирийской ПВО. На рассвете следующего дня бомбардировку произвели вновь, достигнув двух попаданий в ВПП, однако их последствия были устранены через три часа.

Предыдущая Оглавление Следующая