Предыдущая Оглавление Следующая

Su-7B303.jpg

Один из первых Су-7БМ, полученных польской стороной в июле 1964 года

Su-7B304.jpg

Летчик польского Су-7БКЛ принимает машину у технического экипажа.

К тому же Су-7 на посадочных скоростях слабо отзывался на управление, а попытка хотя бы немного подправить направление захода к полосе сопровождалась ещё более энергичным снижением, вновь требуя использования двигателя. Посадка при повышенных оборотах и скорости чревата была повреждением шасси, сгоревшими тормозами, а то и оторванным тормозным парашютом. Выпускать парашют следовало только после касания земли всеми тремя точками, иначе рывок «тормозника» вызывал сильный клевок носом и удар носовой стойкой (на Су-7БМ с нижним размещением парашюта). В полётах по маршруту лётчикам прежде всего рекомендовалось следить за топливомером, поминутно контролируя остаток топлива (на крейсерском режиме даже без включения форсажа двигатель был способен поглотить весь запас керосина в самолётных баках за 25-30 минут). Если же задача включала самостоятельный поиск наземной цели, для чего требовалось выполнение «змейки» или других манёвров, то следовало постоянно вести ориентирование, иначе при небогатом навигационном оснащении и высокой скорости Су-7БМ легко терялось всякое представление о собственном положении.

Спустя год польские Су-7БМ уже были задействованы в крупных учениях Варшавского Договора. Учения «Октябрьская буря» проводились 16-22 октября 1965 года на территории ГДР в районе Эрфурта в непосредственной близости от западногерманских границ с участием армий четырёх стран - СССР, ГДР, ЧССР и Польши. В ходе масштабных манёвров отрабатывалось развёртывание наступательной операции. Несмотря на крайне неблагоприятную погоду с сильным холодным ветром и дождём, в ходе учений наносились авиационные удары по наземным целям и высаживался крупный воздушный десант, захвативший «вражеский» аэродром.

Поставкой шести Су-7БМ поступление этой модификации в польские ВВС и завершилось. К этому времени их производство успели свернуть, и следующую партию, прибывшую в Польшу только спустя два года, в июне 1966 года, представляла дюжина новых Су-7БКЛ из 60-й производственной серии. Перемены в составе части привели к её переименованию, а заодно и смене номера - с мая 1967 года она стала именоваться 3-м Поморским полком ИБА, тогда как прочие части оставались истребительно-штурмовыми.

9 октября 1967 года полк потерял свой первый «Су-седьмой». Из-за утечки масла и последующей остановки двигателя пришлось катапультироваться поручику Р. Заперты.

Поставки Су-7БКЛ польским ВВС шли небольшими партиями, от двух до двенадцати машин, и продолжались аж восемь лет - до весны 1972, когда весь полк наконец-то был перевооружён на «Су-седьмые». Вернее было бы сказать, что процесс тянулся и тянулся, поскольку польская сторона не проявляла особой озабоченности в этом вопросе и не торопилась с оплатой, что не очень способствовало поставкам; Варшава и без того была крупнейшим среди европейских соцстран должником СССР, ухитрившись накопить внушительную задолженность, без малого превышавшую долги всех тех, вместе взятых. Последние сданные польским ВВС машины принадлежали к «крайним» производственным сериям, 78-й и 79-й, замыкавшим выпуск «Су-седьмых» (последней серией была 80-я, из которой поляки получили-таки один самолёт, но при обстоятельствах настолько неординарных, что это потребует более детального рассказа, приводимого ниже). Среди прочих оказались и два самолёта, первоначально предназначавшиеся для какой-то восточной страны, у которых надписи в кабинах и часть прилагаемой документации были выполнены на английском языке. На самолётах, прозванных в полку «арабами», отличалась и регулировка загрузочного автомата в системе управления, из-за чего они обладали склонностью к задиранию носа на взлёте и не были особо любимы лётчиками. Самолёты 78-й и 79-й серии были «шеститочечными», предыдущие машины имели по четыре держателя вооружения. В ходе доработок, проведённых в авиаремонтных мастерских ВВС в Повидзе в мае 1975 - феврале 1976 годов, все самолёты ранних серий получили дополнительные крыльевые держатели. Вместе с тем польские Су-7 по какой-то причине не получили камуфляж, до самого конца службы продолжая летать в "натуральном" виде и, по всей видимости, оставаясь единственными среди десятка стран-эксплуатантов машинами без маскировочной окраски, хотя к этому времени блестящие серебром самолеты и выглядели несколько вызывающе.

Предыдущая Оглавление Следующая