Предыдущая Оглавление Следующая

Su-7B345.jpg

МиГ-21 ПФ ведет огонь по наземной цели 57-мм неуправляемыми ракетами типа С-5.

Su-7B348.jpg

В шестидесятые годы "семерки" были самыми современными и мощными машинами ИБА

За сухими цифрами и характеристиками оставались расходы на содержание авиапарка, надежность и аварийность машин, потребность в сооружении новых (и баснословно дорогих) аэродромов. Само собой, непосредственно влияли они и на боевые возможности, притом что истребители-бомбардировщики в 60-е годы являлись основной ударной силой фронтовой авиации - бомбардировщиков Як-28, при всех их недостатках так и не принятых официально на вооружение, в составе ВВС имелось втрое меньше, нежели Су-7Б. Значительно увеличившийся вес и номенклатура вооружения по сравнению с МиГ-15бис и МиГ-17 существенно повысили боевые возможности "семерки", не говоря уже о том, что в ИБА Су-7Б стал первым носителем ядерного оружия, недоступного для МиГов.

Однако боевая эффективность самолета зависела не только (и не столько) от веса поднимаемых бомб, но и от возможности рационального применения вооружения. Уже первые опыты боевого применения Су-7Б на полигонах, а затем и в ходе учений с привлечением техники разных типов показали, что с результативностью ударов не все обстоит благополучно. "Подножку" ставила та самая скорость, за которую так боролись. Прежде всего, летчику скоростной "стрелы", в секунды проносящейся над целью, трудно было отыскать объект атаки. Обычным делом было, когда даже на знакомых полигонах летчики не могли обнаружить ориентиры и мишени. Не проще обстояло дело и с выполнением самой атаки: визуально обнаруженная цель (а другими возможностями летчик Су-7Б не обладал) мигом оказывалась рядом, не оставляя времени на обдуманное построение маневра для атаки и прицеливания, притом что самолетный радиодальномер Су-7Б для работы по наземным целям не годился и выполнять ввод данных для решения прицельной задачи требовалось вручную. Для того чтобы наложить на цель прицельную марку и "успокоить" ее колебания, требовалось, по опыту, 4-6 секунд, за которые самолет проскакивал порядка 1,5 км. Следовало учесть, что и сами бомбы, сброшенные на скорости 900 км/ч, пролетали вперед на траектории еще 300-500 м. В итоге атаку требовалось начинать практически с рубежа обнаружения цели, действуя в высоком темпе и с большой вероятностью ошибок, поправлять которые было уже некогда.

Su-7B346.jpgSu-7B347.jpgSu-7B349.jpgSu-7B350.jpg

Истребители-бомбардировщики советской авиации 60-70-х гг.: МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-21ПФ и Су-7Б.

Предыдущая Оглавление Следующая