Предыдущая Оглавление Следующая

Su-7B353.jpg Su-7B354.jpg
Су-7БКЛ и Су-7УМ на аэродроме Липецкого 4-го ЦБП и ПЛС готовят к очередным полетам Очередная летная смена у курсантов Ейского ВВАУЛ окончена

Пока военная мысль шла своим извилистым путем, задача всепогодности и круглосуточной боевой работы ИБА оставалась практически нерешенной. По сути, состояние вопроса мало изменилось со времен Великой Отечественной войны, когда штурмовики и бомбардировщики из-за плохой погоды неделями пребывали прикованными к земле, а ночные вылеты оставались уделом немногих подготовленных экипажей "дальников" и легких "кукурузников".

Выбор средств, обеспечивающих прицельное поражение целей без их визуальной видимости, в тот период был невелик и, с точки зрения эффективности, практически ограничивался радиолокационными системами. ИК-приборы надежной детекции целей на земном фоне не обеспечивали, "не видя" неконтрастных в тепловом спектре объектов (тем самым техника с неработающими и остывшими моторами и "холодные" сооружения ими не обнаруживались), а эксперименты с радиодальномерными системами, выводившими самолет к цели по данным наземных станций, показали их малую пригодность из-за больших погрешностей наведения и ненадежности ввиду зависимости от "внешних" сигналов, подверженных помехам и просто неустойчивых на большом удалении от станций наведения. В отечественных ВВС применение радиодальномерных систем для бомбардировки ограничилось единственным типом самолета — Як-28Л, с крайне невысокими результатами, на чем дело и закончилось.

В то же время радиолокационные прицелы, исправно служившие в бомбардировочной авиации еще в годы войны, позволяли выполнять детекцию цели с большого расстояния как по ее собственным признакам, так и по наличию окружающих радиолокационно-контрастных ориентиров и производить точное бомбометание автономно, вне зависимости от визуальных условий, нанося удар при любой метеообстановке и ночной темноте. Однако хрущевский период застоя в отечественной авиации, в том числе и по указанным выше причинам, привел к тому, что радиолокационная техника для ударной авиации тоже оказалась "в загоне" и прицелов подходящего класса и размерности просто не существовало. Впрочем, даже разработка требуемой станции применительно к Су-7Б обещала немалые компоновочные проблемы: установке РЛС препятствовала сама схема самолета с лобовым воздухозаборником и "трубой" фюзеляжа, занятого воздушными каналами и баками, просто-напросто не оставлявшими места для размещения аппаратуры и, особенно, антенных систем.

Положение дел полностью описывалось известным софизмом: "Если вопрос хорошо поставлен, он долго будет стоять" (ведь о необходимости всепогодной модификации Су-7Б говорилось со времен принятия на вооружение). Его актуальность подчеркивалась и сообщениями о действиях американской авиации во Вьетнаме. Погода и сложный климат тропиков не являлись препятствием для F-105, F-4 и флотских штурмовиков, атаковавших цели сквозь облака и с больших высот и уже с середины 60-х годов располагавших управляемым вооружением.

Положение дел было отлично известно руководству ВВС, то и дело выражавшему беспокойство в связи с нерешенностью вопроса. Характеризуя состояние ударной фронтовой авиации и ее основных самолетов Як-28 и Су-7Б, Главком ВВС маршал авиации К.Е. Вершинин писал в 1966 году: "Они имеют ограниченные возможности по обнаружению и прицельному поражению целей, недостаточную досягаемость, большую длину разбега и пробега. Эти самолеты по своим летным данным и оборудованию уступают американским F-105D и F-4C, являющимся всепогодными...". Значительно уступали им самолеты и по весу боевой нагрузки (почти втрое), не имели управляемого вооружения, время обслуживания и подготовки к полету оставалось значительным.

Предыдущая Оглавление Следующая