Понятно, что на отдельных типах самолётов неприятности подобного рода вообще не встречались - к примеру, от такой напасти напрочь были избавлены Ту-22 и мящисевские бомбардировщики, где само расположение двигателей на трёхэтажной высоте препятствовало попаданию посторонних предметов. На прочих же машинах, подверженных этой напасти, кое-где пытались бороться радикальными методами: в некоторых объединениях ВВС, чтобы уберечь двигатели, запрещали брать на полёты любые лишние вещи, выкладывая все из карманов перед выходом к технике, для чего указано было завести в помещениях эскадрилий специальные именные ящики для хранения личных предметов и следить за их использованием, а кое-где вышестоящее начальство предписывало техсоставу при работе на технике иметь "все элементы одежды сблокированными", т.е. привязывать шапки, рукавицы и прочее к куртке тесёмками, как это делают в детском саду с дошколятами.
Любопытно, что ни один из АЛ-7Ф-1 не был выведен из строя по вине лётного состава, что само по себе было исключительным явлением - менять загубленные двигатели из-за неправильных действий лётчиков, перегрева и прочих причин на самолётах фронтовой авиации в целом приходилось в 10... 15% случаев, а на штурмовиках их доля доходила до 22% по причине "заглатывания" осколков собственных бомб и ракет при атаках с малой высоты и имевших место грубых посадках. По всей видимости, свою роль играло то, что АЛ-7Ф-1 к этому времени использовались только на Су-7 и Су-17, служивших в учебных и инструкторских авиачастях, где на них летали в основном лётчики-инструкторы, имевшие богатый опыт, навыки обращения с машиной и склонные к методичности в поведении - фактор, непременный при их профессиональном отборе (впрочем, и обучаемые курсанты на них летали тоже, но делавшая первые шаги молодёжь, зазубрив инструкцию и твёрдо придерживаясь наставлений, не допускала каких-либо вольностей, из-за чего в учебных частях число поломок и лётных происшествий было на удивление невелико).
В последующие годы, при единичном числе остававшихся в эксплуатации АЛ-7Ф-1, данные по их надёжности для анализа причин и проведения мероприятий службой ГИ ВВС уже не были востребованы. Достигнутые показатели были уже "лебединой песнью" АЛ-7Ф-1, дослуживавших свой срок в авиации и уходивших в отставку вместе с самолётами своего поколения. Известно, что решения приходят тогда, когда они становятся востребованными. "Су-седьмой" явился ярким подтверждением этому: появившись на свет в канун создания советской истребительно-бомбардировочной авиации, он прошёл вместе с нею этап становления, годы расцвета и сошёл со сцены в самый канун её расформирования в начале 90-х годов, когда на смену ИБА пришли машины нового поколения.
Авторы благодарят всех, кто помогал в написании данной работы и просят присылать замечания, воспоминания и дополнения к опубликованной серии статей.
ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ ТИПА СУ-7
Су-7 |
Су-7Б |
Су-7БМ |
Су-7БКЛ |
Су-7БМК |
Су-7У |
|
Экипаж, чел |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Длина самолета с ПВД, м |
18,055 |
18,055 |
18,055 |
18,055 |
18,055 |
18,225 |
Длина фюзеляжа, м |
16,607 |
16,607 |
16,607 |
16,607 |
16,607 |
16,807 |
Размах крыла, м |
9,309 |
9,309 |
9,309 |
9,309 |
9,309 |
9,309 |
Площадь крыла, м2 |
34,0 |
34,0 |
34,0 |
34,0 |
34,0 |
34,0 |
Размах горизонтального оперения, м |
4,762 |
4,762 |
4,762 |
4,762 |
4,762 |
4,762 |
Площадь горизонтального оперения, м2 |
5,58 |
5,58 |
5,58 |
5,58 |
5,58 |
5,58 |
Высота самолета на стоянке, м |
5,157 |
4,99 |
4,99 |
4,99 |
4,99 |
4,99 |
Вес пустого самолета, кг |
7145 |
7765 |
8370 |
9097 |
8650 |
9505 |
Взлетный вес без подвесок, кг |
9245 |
10839 |
11730 |
12550 |
12260 |
12990 |
Взлетный вес максимальный, кг |
10859 |
14000 |
15040 |
15850 |
15210 |
15850 |
Вес посадочный нормальный, кг |
7397 |
8622 |
9287 |
9932 |
9770 |
10055 |
Запас топлива во внутренних баках, кг |
1850 |
2760 |
3000 |
3200 |
3200 |
3010 |
Вес боевой нагрузки, кг |
1000 |
2000 |
2000 |
2500 |
2500 |
500 |
Скорость максимальная у земли без подвесок, км/ч |
1250 |
1200 |
1200 |
1150 |
1150 |
1150 |
Скорость максимальная без подвесок на высоте, км/ч |
2230 |
2230 |
2200 |
2150 |
2150 |
2070 |
Потолок практический, м |
18750 |
19500 |
18500 |
17600 |
17600 |
16900 |
Время подъема на высоту 10000 м, мин |
4,2 |
4,3 |
5,3 |
6,4 |
6,2 |
6,4 |
Практическая дальность полета без подвесок на высоте, км |
890 |
1130 |
1135 |
1000 |
1000 |
820 |
Практическая дальность полета на высоте с ПТБ+1000 кг бомб, км |
- |
1380 |
1450 |
1200 |
1200 |
1000 |
Перегоночная дальность полета с ПТБ, км |
- |
1580 |
1875 |
1630 |
1630 |
1430 |
Взлет с бетонной ВПП: |
|
|||||
- скорость отрыва, км/ч |
- |
360-380 |
380-385 |
375-395 |
380-385 |
365-370 |
- длина разбега, м |
- |
1350 |
1450 |
1600 |
1500 |
1650 |
Посадка на бетонную ВПП: |
|
|||||
- длина пробега с тормозным парашютом, м |
- |
1100 |
1200 |
650-700 |
650-700 |
850 |
- длина пробега без тормозного парашюта, м |
- |
1300 |
1600 |
1700 |
1600 |
1800 |
- посадочная скорость, км/ч |
- |
260-280 |
280-290 |
285-295 |
280-290 |
300-320 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g |
8 |
7 |
7 |
6,5 |
6,5 |
6,25 |