Предыдущая Оглавление

Понятно, что на отдельных типах самолётов неприятности подобного рода вообще не встречались - к примеру, от такой напасти напрочь были избавлены Ту-22 и мящисевские бомбардировщики, где само расположение двигателей на трёхэтажной высоте препятствовало попаданию посторонних предметов. На прочих же машинах, подверженных этой напасти, кое-где пытались бороться радикальными методами: в некоторых объединениях ВВС, чтобы уберечь двигатели, запрещали брать на полёты любые лишние вещи, выкладывая все из карманов перед выходом к технике, для чего указано было завести в помещениях эскадрилий специальные именные ящики для хранения личных предметов и следить за их использованием, а кое-где вышестоящее начальство предписывало техсоставу при работе на технике иметь "все элементы одежды сблокированными", т.е. привязывать шапки, рукавицы и прочее к куртке тесёмками, как это делают в детском саду с дошколятами.

Любопытно, что ни один из АЛ-7Ф-1 не был выведен из строя по вине лётного состава, что само по себе было исключительным явлением - менять загубленные двигатели из-за неправильных действий лётчиков, перегрева и прочих причин на самолётах фронтовой авиации в целом приходилось в 10... 15% случаев, а на штурмовиках их доля доходила до 22% по причине "заглатывания" осколков собственных бомб и ракет при атаках с малой высоты и имевших место грубых посадках. По всей видимости, свою роль играло то, что АЛ-7Ф-1 к этому времени использовались только на Су-7 и Су-17, служивших в учебных и инструкторских авиачастях, где на них летали в основном лётчики-инструкторы, имевшие богатый опыт, навыки обращения с машиной и склонные к методичности в поведении - фактор, непременный при их профессиональном отборе (впрочем, и обучаемые курсанты на них летали тоже, но делавшая первые шаги молодёжь, зазубрив инструкцию и твёрдо придерживаясь наставлений, не допускала каких-либо вольностей, из-за чего в учебных частях число поломок и лётных происшествий было на удивление невелико).

В последующие годы, при единичном числе остававшихся в эксплуатации АЛ-7Ф-1, данные по их надёжности для анализа причин и проведения мероприятий службой ГИ ВВС уже не были востребованы. Достигнутые показатели были уже "лебединой песнью" АЛ-7Ф-1, дослуживавших свой срок в авиации и уходивших в отставку вместе с самолётами своего поколения. Известно, что решения приходят тогда, когда они становятся востребованными. "Су-седьмой" явился ярким подтверждением этому: появившись на свет в канун создания советской истребительно-бомбардировочной авиации, он прошёл вместе с нею этап становления, годы расцвета и сошёл со сцены в самый канун её расформирования в начале 90-х годов, когда на смену ИБА пришли машины нового поколения.

Авторы благодарят всех, кто помогал в написании данной работы и просят присылать замечания, воспоминания и дополнения к опубликованной серии статей.

ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ ТИПА СУ-7

Су-7

Су-7Б

Су-7БМ

Су-7БКЛ

Су-7БМК

Су-7У

Экипаж, чел

1

1

1

1

1

2

Длина самолета с ПВД, м

18,055

18,055

18,055

18,055

18,055

18,225

Длина фюзеляжа, м

16,607

16,607

16,607

16,607

16,607

16,807

Размах крыла, м

9,309

9,309

9,309

9,309

9,309

9,309

Площадь крыла, м2

34,0

34,0

34,0

34,0

34,0

34,0

Размах горизонтального оперения, м

4,762

4,762

4,762

4,762

4,762

4,762

Площадь горизонтального оперения, м2

5,58

5,58

5,58

5,58

5,58

5,58

Высота самолета на стоянке, м

5,157

4,99

4,99

4,99

4,99

4,99

Вес пустого самолета, кг

7145

7765

8370

9097

8650

9505

Взлетный вес без подвесок, кг

9245

10839

11730

12550

12260

12990

Взлетный вес максимальный, кг

10859

14000

15040

15850

15210

15850

Вес посадочный нормальный, кг

7397

8622

9287

9932

9770

10055

Запас топлива во внутренних баках, кг

1850

2760

3000

3200

3200

3010

Вес боевой нагрузки, кг

1000

2000

2000

2500

2500

500

Скорость максимальная у земли без подвесок, км/ч

1250

1200

1200

1150

1150

1150

Скорость максимальная без подвесок на высоте, км/ч

2230

2230

2200

2150

2150

2070

Потолок практический, м

18750

19500

18500

17600

17600

16900

Время подъема на высоту 10000 м, мин

4,2

4,3

5,3

6,4

6,2

6,4

Практическая дальность полета без подвесок на высоте, км

890

1130

1135

1000

1000

820

Практическая дальность полета на высоте с ПТБ+1000 кг бомб, км

-

1380

1450

1200

1200

1000

Перегоночная дальность полета с ПТБ, км

-

1580

1875

1630

1630

1430

Взлет с бетонной ВПП:

 

- скорость отрыва, км/ч

-

360-380

380-385

375-395

380-385

365-370

- длина разбега, м

-

1350

1450

1600

1500

1650

Посадка на бетонную ВПП:

 

- длина пробега с тормозным парашютом, м

-

1100

1200

650-700

650-700

850

- длина пробега без тормозного парашюта, м

-

1300

1600

1700

1600

1800

- посадочная скорость, км/ч

-

260-280

280-290

285-295

280-290

300-320

Максимальная эксплуатационная перегрузка, g

8

7

7

6,5

6,5

6,25

Предыдущая Оглавление