В октябре 1941 года ОКБ-240 было эвакуировано из Москвы в Казань, весной 1942 года началась его реэвакуация. Но к этому времени на территории, ранее принадлежавшей ОКБ В.Г. Ермолаева, разместилось ОКБ-240 С.В. Ильюшина. И лишь в июле 1942 года стараниями В.Г. Ермолаева удалось образовать опытный завод №134, которому передали территорию «Б» завода №240 и здания бывшего Библиотечного института им. Молотова.
На новом месте коллектив ОКБ-134 в короткие сроки завершил проектирование и постройку варианта бомбардировщика Ер-2 с дизельными моторами М-30Б (с 1944 года - АЧ-30Б). Появление этой модификации напрямую связано с постановлением ГКО от 4 июня 1942 года, предписывающим провести испытания мотора М-30Б на самолете Ер-2.
Летные испытания проводились в НИИ ВВС КА с 26 декабря 1942 года по 8 мая 1943 года. По результатам испытаний мотора был составлен акт с рекомендацией принятия М-30Б в серийное производство. Поскольку испытания М-30Б проводились на режимах, близких к боевым режимам самолета Ер-2 как бомбардировщика, то имелась полная возможность оценить не только М-30Б, но и самолет с этими моторами. Эта оценка была отражена в «Материалах результатов испытания модифицированного самолета Ер-2 с М-30Б», проведенного одновременно с испытаниями моторов М-30Б.
Командование авиацией дальнего действия, получив положительную оценку Ер-2, решило его модифицировать, т.к. АДД больше устраивал самолет с двумя пилотами и более сильным вооружением.
3 сентября 1943 года Командующий АДД маршал авиации А.Е. Голованов утвердил макет кабины самолета Ер-2, рассчитанный на двух пилотов. Постановление ГКО от 21 сентября 1943 года обязало директора завода № 39 и главного конструктора ОКБ-134 В.Г. Ермолаева организовать на Иркутском заводе № 39 серийное производство самолетов Ер-2 2М-30Б по образцу, прошедшему госиспытания (акт НИИ ВВС КА от 23 июня 1943 г.). Постановление предусматривало внесение изменений в кабину пилота и штурмана в соответствии с макетом, утвержденным Командующим АДД 3 сентября 1943 года, замену пулемета Березина верхней стрелковой установки на пушку ШВАК.
Серийный самолет должен был иметь следующие летно-тактические характеристики:
Максимальная скорость полета, км/ч: | |
- у земли | 365 |
- на Н=6000 м | 420 |
Дальность полета, км: | |
- с 1000 кг бомб | 5000 |
- с 2000 кг бомб | 4000 |
- с 3000 кг бомб | 3000 |
- с 4000 кг бомб | 2000 |
Максимальная бомбовая нагрузка | 5000 кг, из них в бомбовом отсеке 2000 кг |
Стрелковое вооружение: | |
- вперед | пулемет калибра 12,7 мм |
- вниз | пулемет калибра 12,7 мм |
- вверх-назад | пушка калибра 20 мм |
Самолет Ер-2 2М-30Б (1 пилот)
Общий вид самолета Ер-2 2М-30Б (2 пилота)
Самолет Ер-2 2АМ-37