Предыдущая Оглавление Следующая

SuPiAWa006.jpg

Самолет Ер-2 №7013901 (1 пилот)

SuPiAWa007.jpg

Самолет Ер-2 №7023901 (2 пилота)

Первый головной серийный самолет Ер-2, модифицированный по ТТТ АДД, поступил на государственные испытания 15 февраля 1944 года. Испытания начались на заводе №39 и затем продолжились в НИИ ВВС КА. Испытания шесть раз временно приостанавливались для доводки и замены моторов и агрегатов, а 5 октября 1944 года были прекращены вследствие невозможной нормальной эксплуатации самолета и моторов.

За время испытаний выполнили 66 полетов, 15 из которых прекращались из-за отказа материальной части.

Модификация Ер-2 с двумя пилотами, по сравнению с опытным образцом 1942 года, привела к увеличению полетной массы на 660 кг, что способствовало снижению максимальной скорости на 9-13 км/ч, практического потолка на 900 м, а длина разбега возросла на 175 м.

В Акте по результатам государственных испытаний отмечалось, что:

«...1. Головной серийный модифицированный Ер-2 №7013901 с 2АЧ-30Б государственные испытания не выдержал, вследствие невозможной нормальной эксплуатации самолета из-за:
-  наличия большого количества производственных дефектов на АЧ-30Б;
-  резкого ухудшения взлетных свойств;
-  неудовлетворительной работы бомбардировочного вооружения;
-  недоведенности пушечной турельной установки ТУМ-5;
-  плохого производственного выполнения планера самолета и его агрегатов;
-  невозможности выполнения горизонтального полета на одном работающем моторе с полетным весом 14850 кг;
-  недостаточного запаса масла для обеспечения полной выработки топлива из всех основных и дополнительных баков.

2. Просить НКАП тов. Шахурина А.И.:
-  обязать директора и главного конструктора завода №500 устранить дефекты моторов АЧ-30Б, указанные в настоящем акте;
-  обязать директора завода №39 генерал-майора ИАС т. Абрамова В.И. и главного конструктора генерал-майора ИАС т. Ермолаева В.Г. устранить дефекты самолета Ер-2, указанные в настоящем акте....»

А между тем с апреля 1944 года серийные самолеты стали поступать на вооружение строевых частей АДД (с декабря 1944 года — 18ВА). В процессе эксплуатации самолетов в войсках подтвердились все дефекты, выявленные при госиспытаниях и, кроме того, обнаружились новые, связанные с недостаточной прочностью отдельных элементов самолета.

31 декабря 1944 года скоропостижно скончался главный конструктор завода № 134 генерал-майор ИАС В.Г. Ермолаев. В течение 1944 года под руководством Ермолаева, помимо работ по внедрению Ер-2 2АЧ-30Б в серию, осуществлялась подготовка летно-технического состава ВВС КА на самолете Ер-2; велась доводка самолета Ер-2 2МБ-100 (2200 л.с.), самолета Ер-2 №7023901 2АЧ-30БФ (1900 л.с.); был создан пассажирский вариант серийного боевого самолета — Ер-2ОН 2АЧ-30Б; проводились предварительные изыскания по большой модификации Ер-2 2АЧ-31Б и проектные работы по 21-местному пассажирскому самолету.

Постановлением ГКО от 13 января 1945 года и приказом НКАП от 3 февраля 1945 года «...В целях дальнейшего развития и успешного проведения работ по усовершенствованию самолета Ер-2...» было принято решение «...1 .Объединить заводы №№134 и 289, считая основной базой объединенного завода территорию завода №134. Присвоить объединенному заводу №134 и сохранить за ним территорию, сооружения и жилые дома, числящиеся на балансе заводов №№289 и 134 в г.Москве, г.Тушино и г.Калининграде.

2. Утвердить директором и главным конструктором объединенного завода №134 тов. Сухого Павла Осиповича...»

В результате объединения одним из заместителей Сухого стал М.В. Орлов — в недалеком прошлом заместитель В.Г. Ермолаева.

Структурные подразделения завода №134 разместились следующим образом: КБ и ряд служб — в г.Москве (ныне территория ГосНИИАС); опытное производство в г.Тушино (ныне территория ФГУП Гос МКБ «Вымпел» им И.И. Торопова); летно-испытательная станция (ЛИС) на Тушинском аэродроме, а с июня 1945 года — на Центральном аэродроме. На ЛИС завода №134 поступили самолеты Ер-2 №№7013901, 7013902, 7023902, 7063901, Ер-2 2МБ-100 и несколько позднее два самолета Ер-2ОН.

В конце января 1945 года в своем докладе Наркому А.И. Шахурину Павел Осипович представил свою концепцию дальнейшей модификации самолета Ер-2: «Основными дефектами самолета Ер-2 являются большой разбег и малый вес, допускающий полет на одном моторе. Рассмотрение причин, обуславливающих эти недостатки, приводит к заключению, что крыло самолета имеет недостаточную подъемную силу благодаря 1) малонесущей дужке и 2) наличию срыва потока на входе и выходе тоннелей водо- и маслорадиаторов, а также в месте образования диффузора на верхней поверхности крыла благодаря «обратной чайке».

Устранение последнего дефекта возможно в дальнейшем при более глубокой модификации. В данный момент увеличение подъемной силы крыла предположительно произвести за счет 1) улучшения входа и выхода воздуха в тоннелях водорадиаторов, 2) переноса маслорадиаторов с крыла под мотогондолу, 3) модификации носика дужки отъемной части крыла и 4) концевой части крыла.

Предыдущая Оглавление Следующая