Предыдущая Оглавление Следующая

Tu223Y30008.jpg

Серийный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М0

Д.С. Марков руководил темой до 1990 года, затем руководство темой возложили на зам. главного конструктора Б.Е. Левановича - ближайшего помощника Маркова, а после смерти Левановича работы по данной теме в ОКБ возложили на главного конструктора А.Л. Пухова, руководившего в ОКБ темами СПС-1 и СПС-2 .

К середине 1969 года в Казани закончили постройку первого опытного самолета Ту-22М0 с двигателями НК-144-22.

После трехнедельной отработки систем, проверок и гонок двигателей экипаж в составе командира корабля летчика-испытателя В.П. Борисова, второго пилота летчика-испытателя Б.И. Веремея, штурмана-навигатора Л.С. Сикачева и штурмана-оператора К.А. Щербакова 30 августа 1969 года поднял в первый полет опытный Ту-22М0. Начались испытания и доводки новой машины. Одновременно в Казани шло производство серийных самолетов Ту-22М0, в основном предназначавшихся для доводок и отработок систем нового самолета и нового комплекса.

Всего до конца 1972 года построили 9 Ту-22М0, пять из которых поступили в Рязань в Центр боевой подготовки и применения Дальней авиации, где использовались для переучивания экипажей и наземного персонала на новую технику.

Результаты летных испытаний Ту-22М0 показали, что самолет требует дальнейшей модернизации как в части улучшения летных данных, так и в части совершенствования оборудования. Его основные летные данные, зафиксированные на испытаниях, оказались даже хуже, чем у самолета Ту-22К, который он должен был менять в строю. Кроме того, пришлось по конструктивным соображениям ограничить значения максимальных сверхзвуковых скоростей.

Летно-тактические характеристики Ту-22М0 не могли удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ, поэтому еще до начала летных испытаний самолета началась работа по дальнейшей его модернизации.

В декабре 1969 года в рамках второго этапа доводки Ту-22М принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1 («45-01»).

Проектирование Ту-22М1 проводились в ОКБ в течение 1970 года с учетом опыта проектирования и испытаний Ту-22М0. В ходе модернизации усилили наиболее слабые места в конструкции планера, одновременно провели ревизию конструкции самолета с целью облегчения массы пустого самолета. В результате удалось снизить массу самолета на 3 тонны. Улучшили аэродинамику некоторых частей самолета. Доработали конструкцию воздухозаборников: изменили форму их передней части, увеличили длину клина, изменили размещение и конструкцию створок подпитки и перепуска воздуха. Размах крыла вырос на полтора метра, изменились закрылки, уменьшились и облагородились обтекатели агрегатов крыла в средней его части. В систему управления решено было внедрить автоматическую бортовую систему управления АБСУ-145.

Tu223Y30009.jpg

Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М1

Предыдущая Оглавление Следующая