Владимир ПРОКЛОВ
На завершающем этапе Великой Отечественной войны и после ее окончания основным фронтовым бомбардировщиком был самолет Ту-2. С 1943 по 1952 год серийные заводы выпустили около 2500 экземпляров Ту-2. При этом остро ощущалось отсутствие учебно-тренировочного варианта Ту-2. Сложившаяся ситуация заставила Командующего ВВС КА Главного маршала авиации А.А.Новикова обратиться в правительство с просьбой о создании такого самолета.
В начале февраля 1946 года заместитель Наркома авиационной промышленности А.С. Яковлев в письме на имя заместителя Председателя СНК СССР Г.М. Маленкова отмечал, что:
«...Короткие сроки, даваемые командованием ВВС на укомплектование школ и строевых частей учебно-тренировочными бомбардировщиками, диктуют необходимость сокращения времени на внедрение в серию этого типа самолета за счет всемерного приближения его конструкции и технологии к основному типу боевого бомбардировщика Ту-2, освоенного в серии.
С точки зрения обучения летного состава в школах и строевых частях учебно-тренировочный бомбардировщик должен быть предельно близок по конструкции, компоновке и технике пилотирования к основному, стоящему на вооружении бомбардировщику Ту-2.
Эти положения в максимальной мере могут быть осуществлены путем создания модификации самолета Ту-2 в качестве учебно-тренировочного бомбардировщика с двумя моторами АШ-21 мощностью по 600 л.с, с двойным управлением, значительным облегчением веса, а также упрощением как технологии производства, так и эксплуатации.
Считая изложенное решение вопроса наивыгоднейшим, Наркомавиапром поручил главному конструктору тов. Сухому разработать такую модификацию самолета Ту-2 с летными данными, вооружением и оборудованием, отвечающими тактико-техническим требованиям ВВС КА для учебно-тренировочного бомбардировщика, со сроком сдачи на государственные испытания первого экземпляра самолета к 1 июня с. г.
В случае если эта машина будет удовлетворять ВВС, то к концу 1946 года может быть начато ее серийное производство на одном из заводов НКАП.
Опытная работа по созданию учебно-тренировочного бомбардировщика на базе серийного самолета Ту-2 включена в проект плана опытного самолетостроения на 1946 год, подготовленного для предоставления на рассмотрение в СНК СССР.»
По-видимому, решение о передаче этого задания ОКБ П.О. Сухого было связано с большой загрузкой ОКБ А.Н. Туполева работами по Ту-4 (В-29).
Постановлением СНК СССР от 26 февраля 1946 года и приказом НКАП от 27 апреля 1946 года был утвержден план опытного самолетостроения на 1946 год, согласно которому главному конструктору и директору завода №134 П.О.Сухому поручалось спроектировать и построить:
«...в) учебно-тренировочный бомбардировщик с моторами АШ-21 на базе самолета Ту-2 со следующими данными:
максимальная скорость на высоте 2000м | 375 км/ч |
посадочная скорость | 115 км/ч |
дальность полета время подъема | 800км |
на высоту 3000 м | 11мин |
практический потолок | 6000м |
экипаж | 3 чел |
стрелковое вооружение: | передняя неподвижная и задняя подвижная пулеметные установки |
бомбовая нагрузка: | 200 кг на наружных держателях. |
Самолет построить в 2-х экземплярах и предъявить первый экземпляр на госиспытания 1 июля 1946 года...»
Работа по самолету, получившему обозначение УТБ, или УТБ-2, а среди авиационных острословов - «ни Ту, ни Су», началась в феврале 1946 года. Сразу же приступили к разработке эскизного проекта, постройке макета и изготовлению рабочих чертежей.
2 апреля 1946 года макетная комиссия рассмотрела и приняла макет самолета. В конце апреля завершили работу над эскизным проектом, материалы которого были переданы для рассмотрения и утверждения в ГК НИИ ВВС КА и в 7ГУ Министерства авиационной промышленности (15 марта 1946 года в связи с образованием Совета Министров Наркоматы переименованы в Министерства).