УТБ-2 серийный. Вид 3/4 спереди
В начале мая 1947 года завод №381 завершил постройку головного серийного самолета УТБ №3810001. Серийный самолет имел следующие изменения в конструкции:
- фюзеляж удлинен на 300 мм;
- двигатели АШ-21 вынесены вперед на 150 мм;
- доработана маслосистема двигателя.
Для обслуживания испытаний приказом МАП №282 от 4 мая 1947 года была утверждена бригада испытателей в составе: ведущего летчика, летчика-испытателя завода №381 Н.К.Федорова, второго пилота и ведущего инженера завода №381 Ю.Г.Ефимова, ведущего инженера завода №134 Ф.М. Фисуна, штурмана-радиста К.В. Шукеева, авиационных специалистов - К.Е. Цветкова, А.М. Головина, А.А. Целибеева, летчиков облета - С.Г. Петухова и Н.Д. Фиксона.
7 мая 1947 года экипаж Н.К.Федорова приступил к полетам по программе заводских испытаний, завершившихся 14 мая. В выводах отчета по испытаниям отмечалось, что: «...Основные летные данные... удовлетворяют ТТТ ВВС ВС...»
Начавшийся серийный выпуск самолетов УТБ сразу же выявил ряд проблем. В середине мая 1947 года начальник 10 ГУ МАП Тарасевич в своем письме Главному инженеру ВВС генерал-полковнику ИАС И.В. Маркову отмечал, что: «...Чрезвычайно напряженная программа выпуска самолетов Ту-2 на заводе №23 не дает возможности обеспечить программу завода №381 агрегатами. Перед нами выбор: либо отдать агрегаты заводу №381 и из месяца в месяц недодавать на это количество боевых самолетов Ту-2 на заводе №23, либо программу 1947 года на заводе №381 выполнить путем доработки и переделки боевых самолетов по образцу первых 27 самолетов.
Когда запускали в серийное производство самолет УТБ-2, я предвидел эти затруднения и высказал Вам свои опасения. Вы предложили, как выход из положения в 1947 году, при невозможности обеспечить завод №381 серийными агрегатами с завода №23 передать заводу №381 для переделки в УТБ-2 до 100 боевых самолетов первых серий, имеющихся в эксплуатации в войсковых частях.
Практика показала, что это и есть единственно правильное решение для 1947 года.
Прошу Вас рассмотреть этот вариант и решить его в пользу завода №381. О Вашем решении прошу меня уведомить.»
Резолюция главного инженера гласила: «т. Иоффе. В принципе я согласен с предложением, по этому вопросу надо получить поддержку от Штаба и УБП и далее докладывать Главкому. Где находятся самолеты первых серий видно в справке. Желательно все находящиеся в 14ВА, ПриВО и МВО отдать на переделки».
В июле-августе 1947 года в ГК НИИ ВВС прошли контрольные испытания самолеты УТБ-2 головной серии (№№3810004, 3810005). Эти самолеты не имели светотехнического оборудования кабин, на них отсутствовали радиополукомпасы РПКО-2Б, радиовысотомеры РВ-2 и бортовые визиры АВ-52. По результатам контрольных испытаний был составлен акт, в заключение которого отмечалось:
«1. Самолеты УТБ 004 и 005 контрольные испытания выдержали.
...4. Для проверки отсутствующего оборудования необходимо подвергнуть контрольным испытаниям самолеты с оборудованием. ...»
В начале сентября 1947 года контрольным испытаниям подвергся самолет УТБ-2 №3810201, оборудованный светотехникой и РПКО-2Б. Самолет с некоторыми замечаниями контрольные испытания выдержал.
УТБ-2 серийный. Вид сбоку.