УТБ-2 в варианте пикировщика. Вид 3/4 спереди
В конце марта эскизный проект УТБ-2 в варианте пикировщика предъявили на рассмотрение в ГК НИИ ВВС ВС СССР и 7ГУ МАП. В отличие от исходного варианта, на пикировщике предусматривалась установка дополнительного оборудования - автомата пикирования АП-3 и электросбрасывателя ЭСБР-3. Для сбрасывания бомб и одновременного вывода из пикирования служила боевая кнопка (на правом роге штурвала), которая подавала электропитание на электромагнитные реле, связанные с ЭСБР-3, АП-3 и электропривод триммера руля высоты.
В мае в ОКБ поступили ТТТ к пикировщику, разработанные в ГК НИИ ВВС. Некоторые положения этих требований вынудили П.О. Сухого направить докладную записку на имя Главного инженера ВВС.
В ней он, ссылаясь на пункт 3 выводов протокола заседания Макетной комиссии от 2 апреля 1946 года, констатировал: «...Как видно из этих выводов, самолет УТБ-2 с полетным весом 6600 кг не удовлетворил ВВС вследствие значительного веса самолета.
Несмотря на это, согласно новым тактико-техническим требованиям к учебно-тренировочному пикирующему бомбардировщику с 2 АШ-21 требуется установка на самолет нового оборудования и вооружения, которые увеличат полетный вес на 300 кг и таким образом еще более ухудшат ЛТД самолета. Кроме этого, в акте №95 по результатам госиспытаний УТБ в выводах по общей оценке самолета записано:
«Установить дополнительные бензобаки с целью увеличения продолжительности полета на один час на номинальном режиме моторов, для случая применения самолета в вывозном варианте».
Это потребует увеличения горючего на 350 кг. Если даже считать, что дополнительное горючее пойдет за счет бомб, то увеличение полетного веса за счет горючего с учетом веса баков будет 180 кг, а общее увеличение веса будет 480 кг и, таким образом, полетный вес с учетом утяжеления в серии на 120 кг вместо 6600 кг, станет 7200 кг.
Выполнение летно-тактических требований к УТБ, утвержденных постановлением СМ СССР 11 марта 1947 года..., при весе 7200 кг невозможно без коренных изменений в конструкции. В частности, взлетно-посадочные и подъемные свойства, являющиеся основными для учебной машины, станут следующими:
По ТТТ |
С весом 7200 кг |
|
Время подъема на Н=3000м |
8 мин |
9,5 мин |
Потолок |
6000 м |
5300 м |
Длина разбега |
460 м |
590 м |
Посадочная скорость |
115 км/ч |
129 км/ч |
Кроме того, не возможен будет полет на одном моторе без снижения.
В то же время коренных изменений в схеме самолета я не могу произвести как по характеру задания, так и по тому требованию, которое высказано в заключение акта по госиспытаниям маршалом авиации Вершининым и Вами, где сказано:
«При серийном производстве самолетов УТБ-2 максимально использовать агрегаты серийного самолета Ту-2.
Исходя из вышеизложенного, прошу Вас пересмотреть ТТТ и свести к минимуму требования на установку нового оборудования и вооружения. ...»
Далее в записке следовала таблица, в которой перечислялось оборудование по ТТТ (12 пунктов) с массой 476 кг и оборудование, предлагаемое главным конструктором, с массой 194 кг. В примечании указывалась причина снятия или замены оборудования. «... Таким образом, предлагаемое изменение ТТТ позволит сэкономить 282 кг веса и, в случае отсутствия дополнительных баков для горючего, можно будет получить летные данные по ТТТ.
Следует отметить, что согласно ТТТ ч.2, вып.3, п.4 к установке на самолеты допускается только то спецоборудование, которое принято на вооружение ВВС ВС СССР; перечисленная в таблице аппаратура по ТТТ под номерами 1-6 не только не принята на вооружение, но и не прошла госиспытания.
В свете вышеизложенного считаю необходимым еще раз обратить Ваше внимание на целесообразность установки тормозных щитков на УТБ-2. Установка тормозных щитков увеличит полетный вес на 60 кг, в то же время самолет без тормозных щитков имеет пикирующие свойства не только существенно лучше, чем у Ту-2, но даже лучше, чем у Ю-87. Так, наиболее характерная величина для учебной машины - вертикальная скорость снижения на прямолинейном участке - будет при угле пикирования в 70°
у Ту-2 - 150 м/с
у Ю-87 с т.щ. - 120 м/с
у УТБ-2 без т.щ. - 105 м/с
Необходимо отметить, что установка тормозных щитков может существенно задержать сдачу машины на государственные испытания, т.к. отработка их управления потребует значительного времени и, таким образом, серийный выпуск машин будет продолжаться в не пикирующем варианте».