УТБ-2 в варианте пикировщика. Вид спереди
В конце июня руководство ВВС утвердило Заключение по эскизному проекту учебно-тренировочного пикирующего бомбардировщика. В выводах отмечалось, что проект может быть одобрен при условии установки на самолете автомата пикирования, пушки калибра 20 мм, внутрикабинного светотехнического оборудования и специального оборудования, перечисленных в Заключении, в том числе и тормозных щитков.
Началась длительная переписка, в которой ВВС настаивали на выполнении ТТТ. На стороне ОКБ-134 выступило МАП в лице зам. Министра С.Н. Шишкина. В одном из своих обращений к главному инженеру ВВС он писал: «...Согласно полученным от ГК НИИ ВВС ТТТ к самолету предъявлены требования, которые вызывают полную перекомпоновку серийного УТБ-2, совершенно не связанную с бомбометанием с пикирования.
Требования установки оборудования, отсутствующего на УТБ-2, а также замена имеющегося на УТБ-2 оборудования более громоздким и более тяжелым поведет к невыполнению требований к летным свойствам самолета, утвержденным Постановлением СМ СССР от 11 марта 1947 года... Кроме того, предлагаемое оборудование находится на стадии опытного производства и к моменту сдачи самолета на ГИ (октябрь 1947г.) не может быть подготовлено промышленностью.
Исходя из вышеизложенного, прошу Ваших указаний о пересмотре ТТТ на пикирующий УТБ, ограничив их приспособлением серийного самолета УТБ-2 для прицельного бомбометания с пикирования, как это указано в постановлении правительства по этому самолету».
Наконец, в октябре 1947 года стороны приняли компромиссное решение - на 1947 год ограничиться приспособлением серийного самолета УТБ-2 для прицельного бомбометания с пикирования, предусмотрев в плане опытного строительства на 1948 год разработку учебно-тренировочного пикирующего бомбардировщика в полном соответствии с ТТТ ВВС ВС СССР.
Тормозные решетки
А между тем в августе 1947 года ВВС передали заводу №134 во временное пользование УТБ-2 №3810004, предназначенный для переоборудования в пикирующий бомбардировщик.
По требованию ВВС на самолет, кроме предусмотренных эскизным проектом изделий, установили тормозные щитки (решетки), что несколько отодвинуло сроки готовности машины.
В начале ноября бригада испытателей в составе: ведущего летчика-испытателя Н.Д. Фиксона, ведущего инженера В.И. Никитина, бортмеханика Д.Д. Троицкого, штурмана-радиста К.В. Шукеева, мотористов П.Г. Черкинского и Н.В. Ксенофонтова приступила к заводским испытаниям.
16 ноября 1947 года экипаж Н.Д. Фиксона совершил первый полет на пикирующем учебно-тренировочном бомбардировщике. Программа испытаний была завершена 25 декабря 1947 года. За время испытаний самолет выполнил 8 полетов с налетом 6 часов 30 минут.
31 декабря 1947 года самолет предъявили на государственные испытания в ГК НИИ ВВС, но из-за большого количества дефектов он дважды отстранялся от испытаний.
В середине апреля группа испытателей в составе: ведущего инженера инженер-капитана В.В. Моложавцева, ведущих летчиков-испытателей подполковника Н.В.Крутикова и старшего лейтенанта Д.В.Гапоненко приступила к испытаниям. В процессе госиспытаний, завершившихся 23 июля 1947 года, были выполнены 42 полета с общим налетом 49 часов 20 минут и осуществлены более 200 пикирований в диапазоне углов от 40° до 70°. Максимальная скорость при пикировании доводилась до 630 км/ч с потерей высоты 1700-2000 метров. Минимальная высота на выводе из пикирования составляла 600 метров. В заключение Акта по результатам испытаний отмечалось:
«...Модифицированный УТБ-2 №004 в варианте пикировщика государственные испытания не выдержал, т.к. маслосистема на пикировании при отрицательных перегрузках не обеспечивает необходимого давления масла в моторах и на самолете не выполнены ТТТ ВВС, утвержденные 30 апреля 1947 года».
В июне 1948 года, в связи с сокращением расходов на опытные и научно-исследовательские работы по авиационной промышленности на 1948 год, все работы по пикирующему учебно-тренировочному бомбардировщику были прекращены. Самолет №3810004 списан в декабре 1949 года в связи с ликвидацией ОКБ П.О. Сухого.
Основные данные модифицированного УТБ-2 №3810004 |
|
Длина самолета, мм |
13980 |
Размах крыла, мм |
18860 |
Площадь крыла, м |
48,80 |
Масса самолета, кг: |
|
- пустого |
5465 |
- полетная нормальная |
6715 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
- у земли |
364 |
- на высоте 2000 м |
395 |
Время набора высоты 3000м, мин |
8,5 |
Практический потолок, м |
7000 |
Длина разбега, м |
455 |
Длина пробега, м |
415 |