Предыдущая Оглавление

UTB-2018.jpg

УТБ-2 в варианте пикировщика. Вид спереди

В конце июня руководство ВВС утвердило Заключение по эскизному проекту учебно-тренировочного пикирующего бомбардировщика. В выводах отмечалось, что проект может быть одобрен при условии установки на самолете автомата пикирования, пушки калибра 20 мм, внутрикабинного светотехнического оборудования и специального оборудования, перечисленных в Заключении, в том числе и тормозных щитков.

Началась длительная переписка, в которой ВВС настаивали на выполнении ТТТ. На стороне ОКБ-134 выступило МАП в лице зам. Министра С.Н. Шишкина. В одном из своих обращений к главному инженеру ВВС он писал: «...Согласно полученным от ГК НИИ ВВС ТТТ к самолету предъявлены требования, которые вызывают полную перекомпоновку серийного УТБ-2, совершенно не связанную с бомбометанием с пикирования.

Требования установки оборудования, отсутствующего на УТБ-2, а также замена имеющегося на УТБ-2 оборудования более громоздким и более тяжелым поведет к невыполнению требований к летным свойствам самолета, утвержденным Постановлением СМ СССР от 11 марта 1947 года... Кроме того, предлагаемое оборудование находится на стадии опытного производства и к моменту сдачи самолета на ГИ (октябрь 1947г.) не может быть подготовлено промышленностью.

Исходя из вышеизложенного, прошу Ваших указаний о пересмотре ТТТ на пикирующий УТБ, ограничив их приспособлением серийного самолета УТБ-2 для прицельного бомбометания с пикирования, как это указано в постановлении правительства по этому самолету».

Наконец, в октябре 1947 года стороны приняли компромиссное решение - на 1947 год ограничиться приспособлением серийного самолета УТБ-2 для прицельного бомбометания с пикирования, предусмотрев в плане опытного строительства на 1948 год разработку учебно-тренировочного пикирующего бомбардировщика в полном соответствии с ТТТ ВВС ВС СССР.

UTB-2019.jpg

Тормозные решетки

А между тем в августе 1947 года ВВС передали заводу №134 во временное пользование УТБ-2 №3810004, предназначенный для переоборудования в пикирующий бомбардировщик.

По требованию ВВС на самолет, кроме предусмотренных эскизным проектом изделий, установили тормозные щитки (решетки), что несколько отодвинуло сроки готовности машины.

В начале ноября бригада испытателей в составе: ведущего летчика-испытателя Н.Д. Фиксона, ведущего инженера В.И. Никитина, бортмеханика Д.Д. Троицкого, штурмана-радиста К.В. Шукеева, мотористов П.Г. Черкинского и Н.В. Ксенофонтова приступила к заводским испытаниям.

16 ноября 1947 года экипаж Н.Д. Фиксона совершил первый полет на пикирующем учебно-тренировочном бомбардировщике. Программа испытаний была завершена 25 декабря 1947 года. За время испытаний самолет выполнил 8 полетов с налетом 6 часов 30 минут.

31 декабря 1947 года самолет предъявили на государственные испытания в ГК НИИ ВВС, но из-за большого количества дефектов он дважды отстранялся от испытаний.

В середине апреля группа испытателей в составе: ведущего инженера инженер-капитана В.В. Моложавцева, ведущих летчиков-испытателей подполковника Н.В.Крутикова и старшего лейтенанта Д.В.Гапоненко приступила к испытаниям. В процессе госиспытаний, завершившихся 23 июля 1947 года, были выполнены 42 полета с общим налетом 49 часов 20 минут и осуществлены более 200 пикирований в диапазоне углов от 40° до 70°. Максимальная скорость при пикировании доводилась до 630 км/ч с потерей высоты 1700-2000 метров. Минимальная высота на выводе из пикирования составляла 600 метров. В заключение Акта по результатам испытаний отмечалось:

«...Модифицированный УТБ-2 №004 в варианте пикировщика государственные испытания не выдержал, т.к. маслосистема на пикировании при отрицательных перегрузках не обеспечивает необходимого давления масла в моторах и на самолете не выполнены ТТТ ВВС, утвержденные 30 апреля 1947 года».

В июне 1948 года, в связи с сокращением расходов на опытные и научно-исследовательские работы по авиационной промышленности на 1948  год, все работы по пикирующему учебно-тренировочному бомбардировщику были прекращены. Самолет №3810004 списан в декабре 1949 года в связи с ликвидацией ОКБ П.О. Сухого.

Основные данные модифицированного УТБ-2 №3810004

Длина самолета, мм

13980

Размах крыла, мм

18860

Площадь крыла, м

 48,80

Масса самолета, кг:

- пустого

 5465

- полетная нормальная

 6715

Максимальная скорость, км/ч:

- у земли

364

- на высоте 2000 м

 395

Время набора высоты 3000м, мин

 8,5

Практический потолок, м

 7000

Длина разбега, м

455

Длина пробега, м

 415

Предыдущая Оглавление