Михаил НИКОЛЬСКИЙ
Боснийская война 1992-1995 гг.
Начавшаяся война в Хорватии осложнила положение в соседней Боснии: сербское население этой республики стало добиваться создания независимого от остальной Боснии национального государства. Насколько эти стремления стимулировались Белградом - не известно, однако в апреле 1992 г. в руках боснийских сербов появилось вооружение из арсеналов ЮНА. Боснийские сербы готовились выступить против мусульман Сараево и их номинальных союзников - хорватов. Искрой, которая подожгла пламя войны, стала принятая в Сараево в апреле 1992 г. декларация о независимости Боснии от Югославии. В ответ была образована республика боснийских сербов - Республика Сербская.
Боснийская сербская армия имела собственные ВВС, которые были сформированы при непосредственном участии ВВС Югославии. Главной базой стал аэродром Баня-Лука.
В августе 1991 г. в Баня-Луку (точнее на расположенный в 20 км от города аэродром Mahovljani) перелетели с авиабазы Черки (Словения) самолеты 82-й авиабригады ВВС Югославии. Ударные «Орао» и «Ястребы» поступили на вооружение вновь сформированной 238-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Почти одновременно с истребителями-бомбардировщиками на базу в предместье Баня-Луки были передислоцированы из-под Загреба вертолеты Ми-8 и «Газель» (ударные модификации HN-42M и HN-45M, многоцелевые НО-42 и НО-45) 11-й авиационной бригады ВВС Югославии.
Вскоре вертолеты перебросили на аэродром Залучаны, имевший довольно необычную историю. Данную базу построили в годы Второй мировой войны немцы. Бетонной полосы она не имела и с 50-х годов использовалась в качестве танкодрома. Для базирования реактивных самолетов «аэродром» не годился, а для вертолетов вполне подошел. Вертолеты были сведены в 11-й вертолетный полк двухэскадрильного состава, который включал 780-ю транспортную вертолетную и 711-ю противотанковую вертолетную эскадрильи.
В Батайнице дислоцировалась транспортная авиационная эскадрилья, имевшая на вооружении самолеты Ан-2 и Ан-26. Формально все авиационные подразделения оставались в составе ВВС Югославии. В начале 1992 г. все части югославской народной армии получили приказ из Белграда передислоцироваться в пределы нового государства - Федеративной Республики Югославия. Три основные нации, населявшие Боснию - боснийцы-мусульмане, сербы и хорваты - приступили к созданию собственных, национальных, вооруженных сил.
Датой формирования вооруженных сил Республики Сербской стало 12 мая 1992 г. В состав вооруженных сил вошли войска ВВС и ПВО (Vazduhoplovstvo i protivvazdushna odbrana). На вооружении ВВС имелось 24 ударных самолета (десять одноместных J-22 «Орао» и две спарки NJ-22, 12 одноместных J-21 «Ястреб» и две спарки NJ-21) и 24 вертолета Ми-8, SA-341H/342L «Газель». В личном составе, подобно большинству ВВС новых балканских государств, нехватки не ощущалось - в Баня-Луки съезжались сербы, уроженцы Боснии, со всех уголков бывшей Югославии.
Боевое крещение ВВС республики Сербской получили 27 мая 1992 г. В этот день «Орао» и «Ястребы» выполнили 16 самолето-вылетов на нанесение ударов по наземным целям и один разведывательный вылет. Ударам подверглись вооруженные формирования хорватов в районе Посавинского коридора, соединявшего Республику Сербскую с Югославией. За период проведения операции «Коридор 92» самолеты ВВС Республики Сербской выполнили примерно 870 боевых вылетов, последний состоялся 28 июня, когда наступавшие с востока и запада сербские части соединились в Посавинском коридоре. Потери сербских ВВС составили два сбитых самолета (J-22 и NJ-21), погибли два летчика и офицер-техник, принимавшие участие в боевом вылете на двухместном «Ястребе».
По завершению первой боевой операции вооруженных сил Республики Сербской, ВВС подверглись реорганизации по образцу ВВС СФРЮ. Все авиационные части были сведены в 92-ю смешанную авиационную бригаду в составе 27-й и 28-й истребительно-бомбардировочных эскадрилий, 89-й смешанной вертолетной эскадрильи. В бригаду также вошла 92-я легкая многоцелевая авиационная эскадрилья, вооруженная аэроклубовскими самолетами Utva-66, Utva-75, Цессна FR-172J, Злин Z-526F, Пайпер РА-18-150 «Супер Куб», PZL «Вильга». За обеспечение нормальной боевой работы и эксплуатации авиационной техники отвечала 474-я авиационная база. Самолеты и вертолеты боснийских сербов широко применялись в интересах сухопутных войск вплоть до введения ООН над Боснией запретной для полетов зоны. После установления «Nofly zone» часть самолетов была переброшена на авиабазу Удбина в Сербской Крайне. Однако введение запретной для полетов зоны вовсе не поставило окончательный крест на боевом применении авиации боснийских сербов.
Боснийцы-мусульмане фактически остались без авиации - части югославской народной армии, покидая мусульманскую часть Боснии, не только сумели вывести все пригодные к серьезному боевому применению летательные аппараты, но и разрушили авиабазу в предместье Бихача с ее крупнейшим на Балканах подземным комплексом, где размещались укрытия для самолетов, склады и ремонтные мастерские.
Боснийское правительство сумело собрать по местным аэроклубам некоторое количество малопригодных в военном отношении самолетов вроде Utva-66, Utva-75 и Пайпер РА-18 «Супер Кэб». Дружественная Хорватия предоставила правительству в Сараево один биплан Ан-2 и один транспортный самолет CASA-212-200. Боснийцы широко применяли легкомоторную авиацию для снабжения по воздуху мусульманских анклавов на сербской территории. Зимой 1992 - 1993 г.г. боснийцы, несмотря на наложенное ООН эмбарго, сумели приобрести несколько вертолетов Ми-8/17.
По неофициальным данным за все время войны Босния приобрела в разных местах 14 «восьмерок», восемь из которых было потеряно в ходе боевых действий. До 1993 г. в интересах боснийцев работали хорватские вертолеты Ми-8, но в 1993 г. начались боевые действия между боснийскими мусульманами и хорватскими католиками, которые продолжались до весны 1994 г.; лишь в марте 1994 г. кооперация в части вертолетных операций между боснийцами и хорватами возобновилась.