Предыдущая Оглавление Следующая

VVSSerbi034.jpg VVSSerbi035.jpg
«Галеб» ВВС Сербии, Брно, Словакии, OAF 2004 F-16CG из 510-й тактической истребительной эскадрильи 31-го авиакрыла ВВС США и МиГ-21УМ ВВС Сербии, авиабаза Батайница, 23 июня 2006 г.

Закупка новых самолетов пока остается под вопросом. Самым «молодым» в ВВС Сербии является истребитель-бомбардировщик J-22 «Орао» (25207), который был построен в 1991 г. Закупку новой техники сдерживают не только финансовые трудности. Не секрет, что закупка сложной военной техники в значительной степени отражает политическую ориентацию страны-покупателя. После отстранения от власти Милошевича у руля Югославии стали местные демократы. Сразу же начались разговоры о возможных поставках вооружения и авиационной техники из США, обучении пилотов на Западе и о переходе на принятую в странах НАТО структуру эскадрилий — 20-24 самолетов в эскадрильи. Дружбы с Западом у Югославии тогда не получилось, что совсем неудивительно, поскольку нанесенные «Союзнической силой» раны еще кровоточили. Белград вновь обратил свой взгляд на Восток. В июне 2004 г. Москву посетила представительная военная делегация Сербии и Черногории во главе с министром обороны Првославом Давничем. На переговорах с российским министром обороны был затронут вопрос о ремонте авиационной техники (один Ан-26, один Як-40, два вертолета Ми-17, два Ми-24), о закупках новых летательных аппаратов. Вопрос о закупках остается подвешенным в воздухе, в то время как соглашения относительно ремонта, скорее всего, были достигнуты. Вероятно, именно следствием того визита стало выделение дополнительных ассигнований на ремонт самолетов и вертолетов ВВС Сербии в 2007 г. Тем не менее неофициальная информация о закупке в обозримом будущем 20 истребителей периодически всплывает. Чаще всего речь идет о «сэконд хэнде» в виде F-16A/B, а также о новых «Грипенах» и Су-27/30. Не исключено пополнение парка транспортной авиации за счет покупки пяти самолетов G.222.

ВВС Сербии

204-я авиационная база

Батайница

101-я истребительная авиационная эскадрилья

L-18, NL-18, NL-16, V-53

Батайница

138-я смешанная транспортная авиационная эскадрилья

Т-70, Як-40, Do-28, Ан-2, НТ-40, НО-42, НО-45

Батайница

252-я смешанная авиационная эскадрилья

J-22, NJ-22. N-62, N-62T, V-53, НТ-40, HN-42M, HN-45M, НО-42, НО-45

Батайница

1-е разведывательное звено

L-15M, L-17K, V-53

Батайница

98-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк

Ладевичи

24-я истребительная авиационная эскадрилья

J-22, NJ-22, N-62, V-53

Ладевичи

119-й вертолетный полк

Ниш

712-я противотанковая вертолетная эскадрилья

HN-45M, НО-42, НО-45

Ниш

714-я противотанковая вертолетная эскадрилья

HN-45M, НО-42, HO-45, HI-42

Ладевичи

787-я транспортная вертолетная эскадрилья

HT-40

Ниш

353-я разведывательная авиационная эскадрилья

IJ-22, INJ-22, V-53

Ладевичи

Технический испытательный центр

J-2, NJ-22, N-62, N-60, V-53, HO-45, HN-45M

Батайница

VVSSerbi036.jpg

МиГ-21бис с новыми опознавательными знаками ВВС Сербии

В Сербии ведется разработка «промежуточного» самолета обучения летчиков Lasta-95 (ласточка). Программа разработки «Ласточки» восходит к середине 80-х годов. Финансирование программы возобновилось в 2005 г., исходный проект претерпел значительные изменения. Фирма Utva получила заказ на постройку двух прототипов, поступление первого из которых в Летно-испытательный центр планировалось на июль 2007 г. Самолет Lasta-95 станет переходным типом, с поршневого самолета первоначальной подготовки летчиков V-53 (UTVA-75) на реактивный УТС повышенной подготовки G-4.

К 2010 г. предполагается закупить несколько комплектов систем ночного видения для установки на поисково-спасательные вертолеты Ми-8. Вопрос о замене парка вертолетов является едва ли не самым больным. В ходе балканской войны вертолеты, особенно Ми-8, использовались наиболее интенсивно. Многие машины получили боевые повреждения от огня стрелкового оружия, так как выполняли полеты на предельно малых высотах. У «восьмерок» «выбиты» ресурсы как по двигателям, так и по планеру. Существует мнение, что лучшим вариантом стала бы замена «восьмерок» «восьмерками» же, но новых модификаций, желательно в варианте с опускаемой задней рампой. На четырех вертолетах Ми-8Т была установлена аппаратура радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки западного производства, модернизированные вертолеты получили обозначение НТ-40Е. Появляется информация, также неофициальная, о возможной закупке 15 вертолетов SA.330 «Пума» или о таком же количестве вертолетов Ми-171.

В 2002 г. парк состоявших на вооружении вертолетов «Газель» модификаций НО-42 и НО-45 был сокращен с 30 машин до пяти.

Все морские вертолеты — Ка-25, Ка-28 и Ми-14ПЛ были сняты с вооружения к 2000 г.

Обозначения летательных аппаратов ВВС Сербии

L-15M

МиГ-21М (разведчик)

L-17K

МиГ-21бис-К

L-18

МиГ-29

NL-16

МиГ-21УМ

NL-18

МиГ-29УБ

J-22

«Орао» (одноместный ударный)

NJ-22

«Орао» (двухместный ударный)

INJ-22

«Орао» (двухместный разведчик)

N-60

«Галеб» G-2

N-62

«Галеб» G-4

N-62T

«Галеб» G-4 (буксировщик)

Т-70

Ан-2

V-53

Utva-75

НТ-40

Ми-8

НО-42

SA-341H

HI-42

SA-341Н (разведчик)

HN-42M

SA-341H (ударный)

НО-45

SA-342L

HN-45M

SA-342L (ударный)

Предыдущая Оглавление Следующая