![]() |
![]() |
«Галеб» ВВС Сербии, Брно, Словакии, OAF 2004 | F-16CG из 510-й тактической истребительной эскадрильи 31-го авиакрыла ВВС США и МиГ-21УМ ВВС Сербии, авиабаза Батайница, 23 июня 2006 г. |
Закупка новых самолетов пока остается под вопросом. Самым «молодым» в ВВС Сербии является истребитель-бомбардировщик J-22 «Орао» (25207), который был построен в 1991 г. Закупку новой техники сдерживают не только финансовые трудности. Не секрет, что закупка сложной военной техники в значительной степени отражает политическую ориентацию страны-покупателя. После отстранения от власти Милошевича у руля Югославии стали местные демократы. Сразу же начались разговоры о возможных поставках вооружения и авиационной техники из США, обучении пилотов на Западе и о переходе на принятую в странах НАТО структуру эскадрилий — 20-24 самолетов в эскадрильи. Дружбы с Западом у Югославии тогда не получилось, что совсем неудивительно, поскольку нанесенные «Союзнической силой» раны еще кровоточили. Белград вновь обратил свой взгляд на Восток. В июне 2004 г. Москву посетила представительная военная делегация Сербии и Черногории во главе с министром обороны Првославом Давничем. На переговорах с российским министром обороны был затронут вопрос о ремонте авиационной техники (один Ан-26, один Як-40, два вертолета Ми-17, два Ми-24), о закупках новых летательных аппаратов. Вопрос о закупках остается подвешенным в воздухе, в то время как соглашения относительно ремонта, скорее всего, были достигнуты. Вероятно, именно следствием того визита стало выделение дополнительных ассигнований на ремонт самолетов и вертолетов ВВС Сербии в 2007 г. Тем не менее неофициальная информация о закупке в обозримом будущем 20 истребителей периодически всплывает. Чаще всего речь идет о «сэконд хэнде» в виде F-16A/B, а также о новых «Грипенах» и Су-27/30. Не исключено пополнение парка транспортной авиации за счет покупки пяти самолетов G.222.
ВВС Сербии |
||
204-я авиационная база |
Батайница |
|
101-я истребительная авиационная эскадрилья |
L-18, NL-18, NL-16, V-53 |
Батайница |
138-я смешанная транспортная авиационная эскадрилья |
Т-70, Як-40, Do-28, Ан-2, НТ-40, НО-42, НО-45 |
Батайница |
252-я смешанная авиационная эскадрилья |
J-22, NJ-22. N-62, N-62T, V-53, НТ-40, HN-42M, HN-45M, НО-42, НО-45 |
Батайница |
1-е разведывательное звено |
L-15M, L-17K, V-53 |
Батайница |
98-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк |
Ладевичи |
|
24-я истребительная авиационная эскадрилья |
J-22, NJ-22, N-62, V-53 |
Ладевичи |
119-й вертолетный полк |
Ниш |
|
712-я противотанковая вертолетная эскадрилья |
HN-45M, НО-42, НО-45 |
Ниш |
714-я противотанковая вертолетная эскадрилья |
HN-45M, НО-42, HO-45, HI-42 |
Ладевичи |
787-я транспортная вертолетная эскадрилья |
HT-40 |
Ниш |
353-я разведывательная авиационная эскадрилья |
IJ-22, INJ-22, V-53 |
Ладевичи |
Технический испытательный центр |
J-2, NJ-22, N-62, N-60, V-53, HO-45, HN-45M |
Батайница |
МиГ-21бис с новыми опознавательными знаками ВВС Сербии
В Сербии ведется разработка «промежуточного» самолета обучения летчиков Lasta-95 (ласточка). Программа разработки «Ласточки» восходит к середине 80-х годов. Финансирование программы возобновилось в 2005 г., исходный проект претерпел значительные изменения. Фирма Utva получила заказ на постройку двух прототипов, поступление первого из которых в Летно-испытательный центр планировалось на июль 2007 г. Самолет Lasta-95 станет переходным типом, с поршневого самолета первоначальной подготовки летчиков V-53 (UTVA-75) на реактивный УТС повышенной подготовки G-4.
К 2010 г. предполагается закупить несколько комплектов систем ночного видения для установки на поисково-спасательные вертолеты Ми-8. Вопрос о замене парка вертолетов является едва ли не самым больным. В ходе балканской войны вертолеты, особенно Ми-8, использовались наиболее интенсивно. Многие машины получили боевые повреждения от огня стрелкового оружия, так как выполняли полеты на предельно малых высотах. У «восьмерок» «выбиты» ресурсы как по двигателям, так и по планеру. Существует мнение, что лучшим вариантом стала бы замена «восьмерок» «восьмерками» же, но новых модификаций, желательно в варианте с опускаемой задней рампой. На четырех вертолетах Ми-8Т была установлена аппаратура радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки западного производства, модернизированные вертолеты получили обозначение НТ-40Е. Появляется информация, также неофициальная, о возможной закупке 15 вертолетов SA.330 «Пума» или о таком же количестве вертолетов Ми-171.
В 2002 г. парк состоявших на вооружении вертолетов «Газель» модификаций НО-42 и НО-45 был сокращен с 30 машин до пяти.
Все морские вертолеты — Ка-25, Ка-28 и Ми-14ПЛ были сняты с вооружения к 2000 г.
Обозначения летательных аппаратов ВВС Сербии |
|
L-15M |
МиГ-21М (разведчик) |
L-17K |
МиГ-21бис-К |
L-18 |
МиГ-29 |
NL-16 |
МиГ-21УМ |
NL-18 |
МиГ-29УБ |
J-22 |
«Орао» (одноместный ударный) |
NJ-22 |
«Орао» (двухместный ударный) |
INJ-22 |
«Орао» (двухместный разведчик) |
N-60 |
«Галеб» G-2 |
N-62 |
«Галеб» G-4 |
N-62T |
«Галеб» G-4 (буксировщик) |
Т-70 |
Ан-2 |
V-53 |
Utva-75 |
НТ-40 |
Ми-8 |
НО-42 |
SA-341H |
HI-42 |
SA-341Н (разведчик) |
HN-42M |
SA-341H (ударный) |
НО-45 |
SA-342L |
HN-45M |
SA-342L (ударный) |