Генерал-майор авиации Петр КАЗАЗАЕВ
Материалы по решению вопроса о возвращении самолетов Ту-160 и Ту-95МС из Украины в Россию
В августе 1999 г. я находился на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском, где проводился авиасалон МАКС. И, неожиданно, получил приказание срочно направиться в Москву на совещание к заместителю председателя правительства И.И. Клебанову.
Приехав к «Белому дому», я обратил внимание, что меня встречает мой заместитель С.И. Адаменко. Он доложил, что по команде сверху был также вызван в правительство и даже привез перечень документов, касающихся самолетов Ту-160 и Ту-95МС, которые остались на территории Украины.
Сразу же оговорюсь, что до этого времени группа специалистов Дальней авиации трижды посещала аэродромы Украины (Прилуки и Узин) с целью оценки технического состояния самолетов Ту-160 и Ту-95МС. Одну из групп возглавлял мой заместитель, п-к Бондарь В.Ф., две других возглавлял я сам. (1994, 1995 и 1996 гг.)
По результатам оценки можно было сделать вывод, что вопросы обслуживания указанных самолетов, мягко говоря, уходили в сторону, так как личный состав сокращался и, в конце концов, на Украине остались всего-то небольшие группы хранения, которые были не в состоянии выполнять на самолетах работы, которые были определены эксплуатационно-технической документацией.
По прибытию в приемную И.И. Клебанова я понял, что совещание серьезное, так как здесь уже были представители МИД РФ, Министерства финансов, Министерства экономики и торговли, Министерства имущества, таможенной и пограничной службы и Министерства обороны, которое представлял я.
И.И. Клебанов свое выступление начал с того, что решением Правительства РФ за долги за газ из Украины в Россию будут возвращены 8 самолетов Ту-160 и 3 самолета Ту-95МС. Илья Иосифович коротко объяснил этот финансовый механизм и, обратившись к Любови Кондратьевне Куделиной (в то время заместитель Министра финансов РФ), сказал: «Люба, я правильно все сказал?», на что получил утвердительный ответ.
После чего каждому ведомству была поставлена задача по организации этой работы, и было отмечено, что будет постановление правительства о создании межправительственной комиссии по отработке нормативно-правовых документов для решения этого вопроса.
Меня И.И. Клебанов спросил о состоянии самолетов и можно ли их вообще забирать, на что я ответил, что наступило время, когда забирать их нужно немедленно, иначе еще год-два и будет уже поздно.
После совещания проходило обсуждение этого вопроса в коридорах правительства. Должен отметить, что мнения были полярные. Одни говорили, что решение правильное, другие утверждали, что незачем забирать эти самолеты. Для себя я сделал вывод о том, что предстоит довольно серьезная работа по организации этого процесса, особенно в вопросах согласования документов в Министерствах и ведомствах.
Постановлением Председателя правительства РФ В.В. Путина в сентябре месяце 1999 г. была создана Российская Межведомственная рабочая группа по подготовке проекта соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины по осуществлению передачи стратегических авиационных комплексов и имущества к ним Российской Федерации из Украины. В счет погашения задолженности за поставленный российский природный газ.
Руководителем рабочей группы был назначен первый заместитель Министра финансов РФ А.Л. Кудрин. Заместителем руководителя рабочей группы — статс-секретарь — первый заместитель Министра обороны РФ Н.В. Михайлов.
Ликвидация Ту-160 на Украине