ВО СЛАВУ РОДИНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА АВИАЦИИ А.С. БЛАГОВЕЩЕНСКОГО
В. Г. НОСОВ, О. Г. НОСОВ
Генерал-лейтенант Алексей Сергеевич Благовещенский был боевым героем Отечества из первой сотни Героев Советского Союза. Среди громких имен в авиации его имя по долгу службы не афишировалось. Он был скромен и на просьбы рассказать подробно о пройденном пути в авиации говорил: «Об этом напишут другие».
Алексей Сергеевич Благовещенский родился 18 октября 1909 года в семье железнодорожного машиниста из Брест-Литовска.
Впервые Алеша увидел самолет в пятилетнем возрасте: отец повез его на окраину города, где стояло крылатое чудовище. Неожиданно оно затрещало, и пыль с песком ударила ребенку в глаза, а через минуту, встряхнув головой, он увидел только маленькую точку в небе. Это поразило его до глубины души. Второй раз он был потрясен захватывающими рассказами о полетах военных летчиков на авиационном празднике в Курске, где Алексей учился в промышленно-экономическом техникуме. После этого решил окончательно: «Буду только летчиком!»
Путевку в армию тогда давала комсомольская ячейка, и по окончании техникума ребята не могли не поддержать своего лидера по учебе, футболу и гимнастике. Но чтобы попасть в военно-теоретическую школу ВВС Ленинграда, ему пришлось пройти конкурс десять к одному при таком строгом отборе, который Алексей Сергеевич помнил всю жизнь, тем более, что взял грех на душу — на два месяца увеличил себе возраст. И вот теперь он уже имел возможность потрогать каждую деталь самолета, изучать органы управления, рулить и выполнять пробежки.
Отличника через год направили в Борисоглебскую 2-ю военную школу летчиков — «Орлиный стан», как ее называли впоследствии, вырастившую таких питомцев, как В.П. Чкалов, П.М. Пумпур, Е.С. Птухин первого выпуска и сотоварищей Благовещенского - Н.П. Каманина, В.К. Коккинаки, И.П. Мазурука и многих других.
Из полутора лет упорного освоения мастерства полета самым знаменательным для Алексея стал день рождения 18 октября, совпавший с первым самостоятельным вылетом.
В ноябре 1929 года после юбилейного 25-го выпуска школы младший летчик Алексей Благовещенский прибыл в 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду белорусского военного округа, где четыре года работы в составе звена, эскадрильи и групп более ста самолетов, сделали из него летчика, в совершенстве знавшего истребители, поражавшего всех железной выдержкой в воздухе и точным расчетом при маневре.
На соревнованиях округа его звено вызывало восторг командования филигранной точностью дистанций и интервалов, оригинальностью полета на самолетах, связанных между собой одним шнуром, и это при отсутствии тогда радиосвязи.
В Бригаду приезжал герой-испытатель Валерий Чкалов с персональным заданием проверить технику его пилотирования. Причиной приезда, по предположению Алексея Сергеевича, могли послужить два случая из его летной практики: первый произошел на Центральном аэродроме в Москве, когда при взлете у него вдруг вспыхнул мотор. В труднейших условиях Алексей спас машину. Второй случай - гибель на глазах начальника ВВС летчика Григорьева, не сумевшего на малой высоте уйти к верхней точке петли. Взлетев вслед за Григорьевым, Алексей стал закручивать каскады на той же высоте.
После полета с Чкаловым молодой командир звена укрепил свою веру в возможности новых истребителей по набору высоты в процессе боевого разворота и выхода из-под удара.
Последующие четыре года, пока его отряд в составе авиаэскадрильи Тихоокеанского флота создавал воздушный заслон в Приморье от японских милитаристов, капитан Благовещенский не оставлял мечты стать испытателем. Награжденный за образцовую службу орденом Красной Звезды в сентябре 1937 года, он добивается направления в НИИ ВВС РККА (Чкаловская) в качестве летчика-испытателя отдела сухопутных самолетов. Но, проработав испытателем всего два месяца, он вскоре вместе с группой летчиков отправился в боевую командировку на восток Китая.
Летная группа - 25.10.1929 г.