Оглавление

14gviap026.jpg

Перебазирование личного состава на аэродром Ямки с аэродрома Углово. Февраль 1944 г.

17 марта в полк прибыла делегация Вологодской области для торжественного вручения построенных на их средства самолетов. Митинг, посвященный передаче самолетов, состоялся на аэродроме. Боевая работа не прекращалась ни на минуту. Перед самым началом митинга произвели посадку четыре самолета группы лейтенанта Ивана Скляренко, который прямо на митинге доложил командиру о выполнении задания и лично сбитом немецком истребителе Fw 190.

14gviap027.jpg 14gviap028.jpg
Командир 3-й аэ гв. старший лейтенант Иван Баранов ставит боевую задачу летчикам Леониду Лимаренко, Георгию Артемьеву и Василию Трепузову. Аэродром Ямки, 1944 г. Техник звена гв. техник-лейтенант И. С. Лынов

Иван Скляренко пришел в полк в 1942 г. Со временем стал «штатным» разведчиком полка. Летал на Як-9Т с бортовым номером «67». Удача сопутствовала летчику. Только одно обстоятельство несколько задевало его самолюбие: командование запретило вступать в бой с врагом. Считали, что уберечь аппаратуру, установленную на истребителе Скляренко, получить разведданные куда важнее, чем сбить вражеский самолет. Именно Скляренко в канун прорыва блокады смог сделать снимки, которые при подготовке операции оказались исключительно важными. Самолет Скляренко знали не только в полку, но и на всем Ленинградском фронте. Скляренко считали на редкость везучим. Бывало, проскочит сквозь частые султаны разрывов, а на самолете лишь легкие царапины.

— Наверное, число «67» счастливое, — шутил Иван по этому поводу. — Я вообще люблю нечетные числа. К тому же 6+7 получается 13, чертова дюжина. А черта просто так не возьмешь.

Скляренко был суеверен. Когда его истребитель однажды решили немного подремонтировать, Иван, не способный ни дня просидеть на аэродроме, категорически отказался лететь на машине с номером 18.

—  Дайте нечетную! — потребовал он.

Пошли навстречу, хотя всерьез и не принимали странности характера летчика. Всего один раз изменил Скляренко своему правилу, сев на истребитель-разведчик с номером «20»... и был сбит. «Кажется, жив» — не поверил в благополучный исход Иван. Выпрыгнув из кабины и, взглянув на номер «20», он подумал: «Эх, если б нечетное было...»

За период с 14 января по 20 марта 1944 г. в боях за освобождение Ленинградской области было проведено 39 воздушных боев, в результате которых было сбито 45 самолетов противника и 10 подбито. Свои потери: 7 летчиков и 13 самолетов.

18 марта 1944 г. полк вновь покидает очередной аэродром и идет вперед за наступающими войсками, перебазировавшись ближе к линии фронта на аэродром Чернево. Поскольку все, что находилось вокруг аэродрома, было разрушено немцами до основания, руководящему и летному составу полка пришлось разместиться в 15 километрах от аэродрома в деревне Ямно. Боевую работу с Черневского аэродрома полк начал 26 марта сопровождением бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2, действующих в районе Пскова и Тарту. Итоги первого дня: четыре воздушных боя и восемь сбитых самолетов. Отличились гвардии старший лейтенант Климаренко (2), гвардии старший лейтенант И. Баранов, гвардии лейтенант Г. Артемьев, гвардии майор И. Кравченко, гвардии младший лейтенант К. Золотов, сбивший самолет разведчик Do 215. Погиб, сбитый немецким истребителем, гвардии младший лейтенант Иван Камеко.

Апрель начался с ожесточеннейших воздушных схваток, причем ситуация складывалась так, что число немецких истребителей почти всегда превышало численность наших. 8 марта с рассветом 12 Як-9 вылетели на сопровождение 12 Ил-2 которые шли на штурмовку аэродрома Поркановка на Псковском участке фронта. По сведениям разведки на этом аэродроме находилось большое количество самолетов противника. В районе цели наши летчики были встречены ураганным огнем зениток противника. С аэродрома поднялось более 30 истребителей. В ходе боя было сбито два Fw 190. В бою погибли трое выдающихся летчиков полка: гвардии капитан П. Ливончик, гвардии младший лейтенант К. Золотов и гвардии младший лейтенант В. Трепузов.

21 апреля четыре Як-9 (М. Глазунов, М. Головин, Б. Хайдин, В. Глинкин) провели воздушный бой с 27-ю Ju 87 и шестью Fw 190. Бой завязался на встречных курсах. В результате боя бомбардировщики противника были рассеяны и не допущены к расположению наших войск. В ходе боя было сбито два Ju 87 и один Fw 190. Своих потерь группа не имела.

14 мая аэродром Чернево сам подвергся налету. Дежурное звено гвардии капитана Зеленова пошло на взлет уже после первых разрывов бомб на летном поле. С КП по радио была вызвана группа гвардии капитана И. Баранова, находившаяся в районе Гдова. В ходе боя Баранов израсходовал весь боезапас, но из боя не вышел. В лобовой атаке капитан Баранов таранил Fw 190 и погиб сам. Оба самолета упали невдалеке друг от друга в 8 километрах от аэродрома.

Оглавление

Hosted by uCoz