![]() |
![]() |
Ефрейтор Ковальчук отличился на летно-тактических учениях | Гв. ст. лейтенант И.Д. Свиридов закрыл боевой счет полка 8 мая 1945 г. |
С 12 января по 27 февраля 1945 г. полк в составе 7-й гвардейской иад 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта составом 64 самолета Як-3 и 45 летчиков принимал участие в Сандомирской наступательной операции. Выполнено 1188 боевых вылетов, проведено 24 воздушных боя, сбито 24 самолета противника и 14 уничтожено на аэродромах. Потери полка: два самолета и два летчика. 28 января полк впервые перебазировался на территорию Германии — на аэродром Ельс. С Ельса летчика полка летали на блокировку и штурмовку аэродромов противника. Летчики 3-й эскадрильи установили сосредоточение германской авиации на аэродромах Гайнау и Заган. Аэродромы штурмовала 2-я эскадрилья, 1-я АЭ четверками и шестерками блокировали близлежащие аэродромы, чтобы истребители люфтваффе не смогли помешать ударной группе. На аэродромах Гайнау и Заган было сожжено до 20 самолетов, блокировщики сбили в воздушных боях шесть истребителей противника. С боевого задания не вернулся гвардии младший лейтенант Балашов. На аэродром Заган полк перебазировался 13 февраля 1945 г.
18 февраля четверка Яков под командованием гвардии старшего лейтенанта Русакова прикрывала наземные войска в районе Наумбург — Зорау, когда 12 Fw-190 пытались нанести удар по частям Красной Армии. Четверка разделилась на пары и атаковала противника. Старший лейтенант Русаков за s (так в тексте, прим. ВВС) виража сумел зайти в хвост Fw-190 и сбил его с дистанции 50 — 75 м. Один Fw-190 пытался атаковать самолет гвардии лейтенанта Торбенкова. Ведущий пары гвардии старший лейтенант Московенко пришел на помощь своему ведомому и сбил самолет противника. После второго сбитого, строй Fw-190 распался, самолеты стали уходить на Запад. Используя преимущество Як-3 в скорости, преследуя противника, гвардии старший лейтенант Русаков и гвардии лейтенант Торбенков сбили еще по одному Fw-190. Гвардейцы потерь не понесли, у противника было сбито четыре Fw-190. В целом же, воздушные бои стали явлением редким. Противник в воздухе активности почти не проявлял, поэтому летчики полка стали действовать мелкими группами (пара или звено) методом «свободной охоты». 20 марта пара гвардии старшего лейтенанта Свиридова в районе Гойерсверда встретила шесть Fw-190, в воздушном бою Свиридов сбил один «фоккер». В этот же день две пары разведчиков из 3-й эскадрильи (гвардии старшего лейтенанта Сидоренко и гвардии капитана Сенченко) в районе Коттбус-Форст и Гроссрешин встретили пару и четверку Fw-190 соответственно. В воздушных боях отличились гвардии капитан Сенченко и гвардии старший лейтенант Сидоренко. Они сбили по одному Fw-190, а гвардии младший лейтенант Александров сбил Ju-52.
В преддверии начала Берлинской наступательной операции полк 11 апреля перебазировался на аэродром Крор, расположенный всего в 6 км от линии фронта. Так близко к фронту полк ранее никогда не базировался.
С 13 апреля по 9 мая 1945 г. 7-й гвардейской иад 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта (так в тексте, прим. ВВС) в составе 50 самолетов Як-3 и 46 летчиков принимал участие в Берлинской операции. На первом этапе операции активность авиации противника была минимальной, гвардейцы также летали мало, но с 16 апреля ситуация изменилась. В историческом формуляре полка отмечено резкое усиление активности противника: «...для противодействия наступающей Красной Армии враг бросил в бой части, вооруженные последними новинками авиационной техники - МЕ-262, 163 и Спарки*.«Противник небольшими группами все время появлялся над полем боя, пытаясь больше всего штурмовыми действиями помешать продвижению нашей пехоты на переправах, по дорогам и при штурме населенных пунктов. Задача, стоящая перед полком, заключалась в том, чтобы не допустить в район наших войск ни одного самолета противника».
«18 апреля четверка наших истребителей под командованием гвардии майора Малиновского патрулировала над нашими войсками в районе Коттбус. Пара ФВ-190 пыталась подойти к переправе незамеченной и отштурмовать ее, но глаз истребителя пытливо ищущего противника всегда его находит. Так было и на этот раз. Не успели "фоккера" подойти к цели, как гвардии майор Малиновский заметил их и подал команду своему ведомому - в атаку. Стремление пары "фоккеров" уйти пикированием не приняв боя наших истребителей, было парировано стремительной атакой с последующим преследованием противника на пикировании. Используя превосходные качества своего самолета гвардии майор Малиновский догнал стервятника и с предельно-близкой дистанции расстрелял его. Аналогичный воздушный бой был проведен четверкой гвардии майора Малиновского 23 апреля в районе Бергольц, на этот раз уже с четверкой ФВ-190. Противник, маскируясь облачностью, хотел первым атаковать наши истребители. Первую пару фоккеров атаковал гвардии майор Ганчиков. В это время ведущий второй пары фоккеров, спеша на выручку первой паре, пытался атаковать Ганчикова. Своевременно разгадав замысел врага, гвардии майор Малиновский дал заградительную очередь, чтобы помешать атаке и потом избрав выгодное положение атаковал "фоккера" и сбил его. Остальные самолеты противника ушли на запад».
За период Берлинской операции полк получил от наземных войск четыре благодарности: две от Военного Совета 13-й армии, по одной от Военных Советов 3-й гвардейской танковой и 4-й танковой армий.
В разгар наступления в полк прибыл командир 7-й гиад подполковник Лобов, который поставил задачу - установить связь с передовыми танковыми частями, наступающими на Берлин с юга. Выполнение задачи было поручено гвардии капитану Сенченко и его ведомому гвардии лейтенанту Казакову. Советские танки были обнаружены в районе Лукенвальде, впервые истребители 1-го гиап появились в небе Берлина.
* Какой самолет скрывается под наименованием «Спарка» остается лишь догадываться.