Оглавление

1GvBap073.jpg

Обычная летная смена. Лето 2008 г.

В марте 1992 г. появилась директива ГШ ВВС о переформировании полка в бомбардировочный в составе трех эскадрилий самолетов Су-24. С 1 сентября 1993 г. полк перешел на двухэскадрильный состав. В 1994 - 1997 гг. на базе полка проводилось обучение и выпуск летчиков-слушателей после окончания военных авиационных училищ.

Теоретическое освоение Су-24 началось в 1992 г., а затянулось оно до 1995 г. Самолеты Су-24 были переданы из бомбардировочного авиаполка, который ранее базировался в Польше. Полк вывели в Лебяжье и расформировали, а в 1-й гвардейский полк перешло всего два штурмана и несколько техников. Переучивание шло очень медленно по причине отсутствия керосина и запасных частей. В 1993 г. на Су-24 летало всего 15 экипажей, 38% от полка. В 1993 г. в Таганрог и Липецк летчики полка перегнали 75 самолетов МиГ-23 и МиГ-27.

1GvBap074.jpg

Экипаж Су-24: летчик гв. старший лейтенант Д.В. Смагин и штурман гв. старший лейтенант М.С. Зайцев

С января 1993 по август 1997 г. полк считался бомбардировочным (учебным) и входил в состав Борисоглебского 1080-го учебного авиационного центра (подготовки летного состава) им. В.П. Чкалова ВВС Московского военного округа. В августе 1997 г. слово «учебный» из наименования полка исчезло (ненадолго), полк был включен в состав 105-й бомбардировочной дивизии 16-й воздушной армии Московского военного округа. Чехарда с наименованиями (и решаемыми задачами) продолжалась. С февраля 1998 по июнь 2001 г. полк именовался «1-й гвардейский инструкторский бомбардировочный авиационный Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознаменный полк (учебный) им. 50-летия СССР». Входил он тогда в 105-ю смешанную авиадивизию Московского округа ВВС и ПВО. В июне 2001 г. полк вошел в состав 5-й армии ВВС и ПВО.

В период с 8 по 10 апреля 1995 г. полк подвергся внезапной проверке комиссией ГИМО РФ с подъемом полка и выполнением поставленной боевой задачи. Выполнено четыре практических вылета на боевое задание с оценкой «удовлетворительно».

1GvBap075.jpg

Командир экипажа гв. подполковник С.Н. Коротаев (справа), штурман гв. майор С.Л.Шевченко (слева)

В следующем году произошла авария. Гв. капитан И.А. Рубан и гв. майор М.М. Долгов выполнили посадку на самолете Су-24 с убранными основными опорами шасси на грунт. Гв. майор Долгов «восстанавливал» гв. капитана Рубана после длительного перерыва в полетах, пилотировал самолет Рубан. При заходе на посадку в результате заклинивания тормозных щитков в промежуточном положении не вышли основные опоры шасси. Экипаж пытался «дожать» шасси, выполняя маневры с перегрузкой, но щитки так и остались в промежуточном положении. Посадка на грунт с выпущенной передней опорой была произведена блестяще - послеполетный анализ показал, что перегрузка в момент касания грунта составила всего 1,1! На самолете были стесаны только подфюзеляжные гребни. Гвардии майор М.М. Долгов был награжден орденом «За службу Отечеству», гвардии майор И.А. Рубан - орденом «Мужество».

В полку имел место еще один эпизод с самолетом Су-24 и выпущенными тормозными щитками. В 2003 г. после «работы» по полигону Кушалино экипаж забыл убрать щитки. Полет к аэродрому Шаталово выполнялся на высокой скорости с выпущенными щитками, в результате за 15 км до ВПП керосин из баков был выработан полностью. Экипаж был вынужден катапультироваться. Этот случай - единственная потеря Су-24 в 1-м гвардейском полку. В отличие от большинства бомбардировочных и штурмовых полков, 1-й гвардейский полк не имеет собственного полигона, поэтому с 1999 г. полк часто «работал» на полигоне Кушалино с перебазированием на аэродром Шаталово. В 2006 г. экипажи полка принимали участие в исследовательских учениях с химическими войсками «Западный щит - 2006», в учениях «Южный щит» с показом министру обороны. В Ашулуке были проведены ЛТУ полка, к которым привлекались 10 самолетов.

Оглавление

Hosted by uCoz