Оглавление

344CBPAA003.jpg

В перерыве между полетами, Торжок, 1980-е гг.

Первым начальником Центра стал полковник (с октября 1980 г. генерал-майор) Николай Андреевич Анисимов. Роль первого начальника в становлении Центра переоценить невозможно, к сожалению Николай Андреевич Анисимов погиб в авиакатастрофе 26 января 1983 г. — обычный перелет на Ми-26 с аэродрома Торжок на аэродром Выдропужск... Вместе с начальником Центра погибли полковник В.В. Паринский, капитаны В.П. Гоев и С.Р. Рогов, старший лейтенант П.Д. Гелаш, прапорщик Б.С. Веселков.

Формирование 344-го Центра боевого применения и подготовки личного состава армейской авиации велось на основании приказа Министра обороны СССР Д.Ф. Устинова от 30 июня 1978 года на базе 696-го отдельного вертолетного полка, дислоцированного на аэродроме Торжок, и той самой 12-й отдельной исследовательской вертолетной эскадрильи из Воронежа.

Центру поставили следующие задачи: проведение НИР, направленных на достижение превосходства над противником; изыскание путей наиболее полного использования боевых возможностей новой авиатехники; повышение эффективности боевой и морально-психологической подготовки летного состава; улучшение точностных характеристик прицельно-навигационных комплексов; повышение эффективности и помехозащищенности систем управления. Помимо НИР и переподготовки личного состава армейской авиации Центр принимал участие в ЛТУ силами полка и эскадрильи. Традиционно ежегодно  проводились ЛТУ на Гороховецком полигоне, в ходе этих учений не только проверялась боевая выучка вертолетчиков Центра, но также проводились эксперименты в условиях, максимально приближенных к боевым.

344CBPAA004.jpg

Борис Алексеевич Воробьев

Первые два года существования Центра летный состав только набирали — переводы в другие части не разрешались. Летный состав был представлен только летчиками с 1-м или 2-м классом. До 1991 г. замещение вакантных должностей (летных, офицеров-исследователей и преподавателей офицерских курсов) проводилось только на конкурсной основе. Была налажена система стажировок специалистов в НИИ, ОКБ Миля и Камова, на авиационных заводах, в строевых частях. В 1983 г. начальником ЦБП стал полковник Е.А. Цвет, сумевший грамотно организовать работу личного состава. При нем выходные стали выходными, а основной упор был сделан на НИР.

В период афганской войны в Торжке ежегодно проходило переучивание до 1300 человек, летали в две смены с двух аэродромов (Торжок и Выдропужск) четыре дня в неделю. Пик подготовки экипажей для вертолетов пришелся на 1985 и 1986 г.г. Средний налет за год на летчика Центра составлял более 100 ч. Летный состав осваивал новую технику, готовили командиров звеньев и эскадрилий, передовых авианаводчиков. Все летчики и штурманы-операторы раз в пять лет проходили в Торжке переподготовку. Не только из Торжка отправлялись в Афган - летчики с боевым опытом приходили служить в ЦБП. Через афганские командировки прошло около 400 офицеров и прапорщиков Центра, 138 из них награждены орденами и медалями. За все время боевых действий в Афганистане потерь среди экипажей из Торжка не было.

Экипажи, которым предстояло отправиться в Афганистан, проходили в Торжке, так сказать, базовую подготовку, а практические полеты в условиях горно-пустынной местности выполнялись в Центре подготовки летного состава, дислоцированном в г. Чирчик. Этим Центром в 1986 - 1989 г.г. командовал Борис Алексеевич Воробьев, ставший в 1991 г. начальником 344-го ЦБП.

Важной составляющей стала научно-исследовательская работа, по результатам которой составлялись КБП и различные методические пособия. На каждый тип вертолета разрабатывались методические пособия, а также рекомендации по боевому применению. В основу тактик боевого применения вертолетов положили тактику боевого применения штурмовиков Ил-2 времен Великой Отечественной войны.

Большая работа была проведена по отработке тактики воздушного боя вертолета с вертолетом. В 70-е - 80-е годы отработкой воздушных боев вертолетов с вертолетам много занимались и в армейской авиации США, однако американцы дальше экспериментов не пошли. Разработка тактики действия вертолет против вертолета началась еще в Воронеже. Сначала отрабатывался бой одиночных вертолетов, затем — пара на пару со сложным маневрированием.

Оглавление

Hosted by uCoz