Оглавление

604uap013.jpg

Взлет Ту- 124Ш 604-го уап

В 1980 г. журнал «Авиация и космонавтика» писал:

«В Челябинском высшем военном авиационном Краснознаменном училище штурманов им. 50-летия ВЛКСМ добрая слава идет о коллективе ТЭЧ, где начальником коммунист майор-инженер В. Чайников. Личный состав этого подразделения образцово содержит авиационную технику, строго соблюдает правила ее эксплуатации. Здесь умеют правильно распределять людей и материальные средства, рационально организовывать труд специалистов, постоянно заботятся о повышении уровня их квалификации, творческой активности. Все это во многом помогло воинам в минувшем учебном году подтвердить звание отличной ТЭЧ».

Летный и технический состав 3-й и 4-й эскадрилий в 1984 г. передал самолеты Ан-26Ш в Ворошиловградское ВВАУШ, «в обмен» из Ворошиловграда перегнали в Шагол две эскадрильи Ту-134Ш. В 1985 г. в штате полка состояло 42 самолета Ту-134Ш, три самолета Ил-14, один Ан-26 и один вертолет Ми-8Т.

В 1988 году Командующий ВВС Уральского ВО поставил задачу подготовить в полку одну авиационную эскадрилью к полетам в сомкнутых боевых порядках. Для выполнения поставленной задачи были определены наиболее подготовленные экипажи 2-й авиационной эскадрильи, а командирами экипажей стали: начальник училища генерал-майор авиации И.И. Вишняков, заместитель командира полка подполковник В.Г. Свистунов, командир второй авиационной эскадрильи подполковник В.Н. Полозов, заместитель командира эскадрильи майор И.П. Олин, командиры звеньев майоры В.А. Дедаев и А.И. Подрецкий. С летным составом провели теоретическую подготовку. Перед выполнением полетов самолеты установили на стоянке и довели визуальные признаки, по которым в полете выдерживались заданные интервалы и дистанции. Через три месяца экипажи были полностью подготовлены к выполнению данного вида полетов.

В 1990-е гг. училище и полк, как всю Россию, лихорадило: череда реорганизаций казалось бесконечной. В октябре 1992 г. численность личного состава полка увеличили с 874 до 938 человек — это максимальная численность за все время существования 604-го уап. Сокращения начались уже в 1993 г. К июлю 1994 г. сократили 226 должностей. К августу 1995 г. полк сократили до двух учебных авиационных эскадрилий при общей численности в 525 человек. В 1997 г. по штату числилось уже 444 военнослужащих. Сокращения, как известно, затронули не только Челябинское училище. В 1993 г. на базе 604-го уап готовили штурманов из летчиков, окончивших в 1992 г. Ейское авиационное училище, а также пилотов из полков, подлежащих «оптимизации». Переподготовили 66 человек. В 1993 г. в 4-ю эскадрилью вернули самолеты Ан-26Ш — одно звено; с 1994 г. на них стали выполнять полеты с курсантами. Летали, между тем, все меньше. В связи с дефицитом авиационных бомб (даже не ГСМ!) полеты на бомбометание с малых и предельно малых высот выполнялись только руководящим составом полка и подразделений. В 1994 г. прекратились полеты на бомбометание в составе групп. В 1995 г. план полетов выполнили на 48% — такого низкого процента не было даже в войну, хотя основная причина та же — нехватка ГСМ. В июле 1995 г. к полетам приступили курсанты выпускного 5-го курса — за месяц отлетали одну смену. «В отсутствие полетов с курсантами проводились дополнительные занятия по теоретической и гренажной подготовке», — ладно, хоть не строевая подготовка в противогазах. В августе— сентябре отлетали еще три смены... В декабре пошел керосин — отлетали аж семь смен! Но!!! Основная задача, которая ставилась на декабрьских сменах — отнюдь не летная практика курсантов, а ликвидация перерыва в полетах у летно-инструкторского состава. Ситуация несколько выправилась в 1996 г. К полетам на боевое применение приступили курсанты, начавшие полеты в июле 1996 г. К концу года керосин вновь иссяк и у значительной части летного и штурманского состава образовались перерывы по видам летной подготовки. Шестнадцать штурманов имели перерывы в навигации и тридцать восемь — в боевом применении.

Самолетный парк полка

1978 г.

1980 г.

1982 г.

1984 г.

Ту-124Ш

20

Ty-134Ш

20

24

42

Ан-26Ш

20

20

20

Ан-26

1

Ил-14

3

3

4

3

Ан-14

1

Ми-8

1

1

1

Инструкторский состав полка принимал все меры, направленные на повышение качества подготовки курсантов. Штурманской службой полка была разработана и внедрена новая форма обучения курсантов — комплексный розыгрыш полетов. Невольно приходит аналогия — учения по выводу авиационной техники из-под ракетного удара методом «пеший по летному». Это не шутка. Запись о подобных учениях есть в Историческом формуляре одного истребительного авиаполка. Запись, понятно, относится к середине 1990-х гг. В 1997 г. план летной подготовки выполнили (хотя слово «выполнили» в данном случае совершенно неуместно) на 15%. Летный состав полностью утратил навыки в выполнении полетов на боевое применение на малых и предельно малых высотах. Только 13% штурманского состава не имело перерыва в полетах на бомбометание. План летного обучения курсантов удалось выполнить на 10%, поэтому ни одного полета на обучение бомбометанию выполнено не было. Между тем, полк, единственный в ВВС, некогда освоил бомбометания даже с Ан-26Ш, а обучение курсантов бомбометанию выполнялось на всех типах (Ту-124Ш, Ту-134Ш, Ан-26Ш) от малых высот до практического потолка с проходом в одном полете через три полигона.

До 1998 г. полк работал составом двух авиационных эскадрилий, в июне 1998 г. сформировали третью — на самолетах Ту-134Ш. В 1999 г. в состав этой эскадрильи вошли самолеты Ту-134УБЛ, предназначенные для обучения курсантов Балашовского ВАИ. Теоретическое переучивание на «УБЛ» группой летного состава во главе с подполковником Е.Ф. Салтановым прошла в июне 1999 г. в Рязани, а в июле в Шагол из Рязани перегнали первый Ту-134УБЛ, после чего летный состав приступил к практическому переучиванию.

Оглавление

Hosted by uCoz