Начиная с 1993 г. личный состав выполнил научно-исследовательские работы с летными экспериментами более чем по двумстам темам, ежегодно принимая участие в исследовательских летно-тактических учениях, проводимых с перебазированием на другие аэродромы и с участием частей и соединений различных видов Вооруженных Сил. В Липецке крайне редко выполняются обычные для строевых частей простые полеты в зону или по маршруту. Практически каждый полет связан с боевым применением, в том числе в составе групп самолетов разного назначения. Регулярно проводятся двусторонние учения, например — бомбардировщикам под прикрытием истребителей ставится задача поражения цели, другая группа истребителей должна сорвать налет. Все по-честному: «противники» не обладают информацией о намерениях друг друга.
Личный состав полка во взаимодействии с представителями научно-производственных объединений и заводов Российского авиационно-космического агентства выполнил большой объем работ по модернизации авиационных комплексов Су-24М и Су-27СМ, что позволило значительно расширить их боевые возможности. На практике это, в частности, было подтверждено в ходе учений коллективных сил безопасности стран СНГ «Рубеж-2005» при нанесении наземных ударов на полигоне Ошак-Майдон в Таджикистане, а также в реальных боевых действиях на Кавказе. Полк принимает участие практически во всех крупных учениях вооруженных сил РФ. 9 мая 2009 г. в параде над Красной площадью приняло участие 32 экипажа полка.
В 2009 г. в состав полка входило четыре эскадрильи: 1-я и 2-я истребительные, 3-я бомбардировочная и 4-я штурмовая. Сам по себе организационно-штатный состав полка говорит о сложности деятельности инженерно-технической службы: истребители, бомбардировщики, штурмовики. Но ведь на вооружении каждой эскадрильи состоят самолеты разных модификаций и даже типов. Та же 2-я АЭ вооружена самолетами МиГ-29 и МиГ-29СМТ. Обслуживать парк разнородных самолетов очень и очень сложно. Требуется огромный объем знаний, существенно осложняется логистика. За примером далеко ходить не надо: Су-35М так и не залетали в Кубинке не в последнюю очередь по причине разного состава бортового оборудования самолетов. В Липецке летают все имеющиеся на вооружении типы и модификации (или почти все...).
![]() |
![]() |
Командир полка Э.В. Ковальский |
Командиры 968-го Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка (402-го истребительного авиационного полка) | |
Год вступления .в должность | |
подполковник П.М. Стефановский | 1941 |
майор К.А. Груздев | 1941 |
майор И.П. Лысенко | 1941 |
капитан Г.А. Коцеба | 1942 |
майор В.В. Папков | 1943 |
майор Д.Б. Николаенков | 1943 |
майор А.У. Еремин |
1943 |
майор А.Е. Рубахин |
1944 |
подполковник Н.П. Пушкин |
1950 |
подполковник А.И. Золотоверхий |
1950 |
подполковник А.И. Лобанов |
1952 |
полковник В.Д. Алексеев |
1953 |
подполковник С.В. Чирков |
1954 |
подполковник А.С. Яковлев |
1955 |
подполковник А.А. Микоян |
1955* |
подполковник А.С. Пещенко |
1956 |
майор И.Д. Баранцов |
1958 |
подполковник А.А. Бирюков |
1965 |
подполковник Э.Г. Меркулов |
1967 |
подполковник С.Ф. Душенковский |
1970 |
подполковник Ю.П. Маринцев |
1974 |
полковник В.И. Шалаев |
1975 |
подполковник Ю.Н. Федоров |
1976 |
подполковник П.О. Черныш |
1981 |
подполковник С.И. Дроздов |
1985 |
подполковник В.И. Подкорытов |
1990 |
полковник В.Г. Лазарь |
1991 |
полковник Е.Р. Добрецов |
1992 |
полковник А.В. Ищенко |
1997 |
полковник А.А. Заикин |
2001 |
полковник Ю.А. Сушков |
2003 |
полковник С.Н. Прокофьев |
2005 |
полковник Э.В. Ковальский |
2008 |
* Исполняющий обязанности командира полка. |
Герои Советского Союза*
Ш.А. Абдрашитов, Г.С. Балашов, П.Ф. Гаврилов, Н.Д. Дугин, Н.А. Егорович, А.Б. Манукян, Н.С. Павлушкин, А.Е. Рубахин, С.П. Шпуняков
* Удостоены звания непосредственно в 402-м иап.
Редакция выражает благодарность за оказанную в работе над статьей помощь командиру 968-го иисап полковнику Эдуарду Валерьевичу Ковальскому, помощнику начальника Липецкого Авиацентра по информационному обеспечению подполковнику Владимиру Григорьевичу Кахленко, заместителю командира 968-го полка по ВР подполковнику Андрею Анатольевичу Гордееву, старшему летчику-инструктору исследовательского отдела Липецкого Авиацентра подполковнику Юрию Ильичу Спрядышеву. Огромное спасибо за предоставленные фотографии летчику 1-й эскадрильи 968-го иисап майору Алексею Куракину.
При подготовке статьи использованы материалы книги B.C. Масликова «Крылья победы. 402-й истребительный авиационный полк особого назначения», статьи Н. Качука «Точка опоры», сайт однополчан 968-го иап www.tkachenko.in.ua.