Оглавление

A6MFlLgd003.jpg

Различные варианты фюзеляжа истребителя "12-Се"

Прогнозируя боевые действия на большом удалении от сухопутных баз и от авианосцев, японцы пришли к выводу о необходимости создания палубного истребителя нового поколения, способного заменить устаревшие лицензионные бипланы. В 1935 году фирмой Мицубиси был создан моноплан А5М, предшественник «Зеро». Показав во время боев в Китае неплохие боевые качества, эта машина, имевшая открытую кабину и архаичное неубирающееся шасси, обнаружила и серьезный недостаток - малую дальность. Был нужен новый самолет и 19 мая 1937 года флот выдал фирмам Накадзима и Мицубиси тактико-техническое задание под номером «12-се».

Согласно ТТЗ новый истребитель должен был иметь скорость не менее 500 км/час, дальность 2000 км, скороподъемность 15 м/сек, высокую маневренность и огневую мощь. Новинкой было требование оснастить самолет радиосвязным и радионавигационным оборудованием. Регламентировались также и основные размерения самолета: размах крыла - до 11 м, длина - до 8 м. Это диктовалось габаритами ангарных лифтов японских авианосцев.

В январе 1938 года конструкторы обеих фирм встретились в Йокосуке на конференции с представителями морской авиации. Выслушав противоречивые, как всегда, требования военных, в основном опытных боевых летчиков, фирма Накадзима отказалась участвовать в столь труднореализуемом проекте. Конструкторский же коллектив Мицубиси не последовал малодушному решению своих коллег. В авиации вообще не бывает простых задач, и главный конструктор Итиро Хорикоси прекрасно это понимал. Распутав клубок противоречий, он выполнил поставленную задачу и 16 марта 1939 года на заводе в г. Нагоя была закончена сборка 1-го прототипа «12-се». Через день провели гонку двигателя, а 19 марта в обстановке строжайшей секретности самолет перевезли на расположенный в 50 км аэродром Кагамигахара. Инженеры в замешательстве смотрели, как их детище, современнейший истребитель, грузят на повозку, запряженную волами.

1 апреля 1939 года в 17 ч 30 мин летчик-испытатель Кагио Сима поднял самолет в воздух.

«12-се»№1 первоначально имел двухлопастной пропеллер, весовые компенсаторы на рулях высоты и расположенный сверху всасывающий патрубок карбюратора. Было установлено и необычайно мощное по тем временам вооружение — два синхронных пулемета калибра 7,7 мм и две 20-мм пушки. На первых двух прототипах стояли 875-сильные моторы воздушного охлаждения МК2 «Суисей» 13. Второй прототип, облетанный 18 октября 1939 г., уже с самого начала имел трехлопастной винт изменяемого шага.

A6MFlLgd004.jpg

Сборка первого опытного самолета "12-Се"

A6MFlLgd005.jpg

Установка двигателя на первый "Зеро". Обратите внимание на двухлопастный винт

Оглавление

Hosted by uCoz