Оглавление

АЛЮМИНИЙ в АВИАЦИИ - кто же первый?

Юрий КУЗЬМИН

МИФЫ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ

История авиации насчитывает немногим более 100 лет, но она уже успела обзавестись своими мифами и легендами. Вопросы приоритета, появления тех или иных технических решений зачастую не ясны, и в литературе разных стран описываются совершенно по-разному.

Понятно, что критиковать зарубежных историков авиации гораздо проще и безопаснее, чем искать неточности и преувеличения в отечественной литературе, учитывая то, что многие советские издания уже стали «классикой».

Тем не менее, попробуем в предлагаемой вашему вниманию серии статей ответить на ряд весьма необычных вопросов...

AlAvFirs001.jpg

«ТБ-1 (АНТ-4) - первый в мире цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Этот самолёт стал прототипом решительно всех последующих многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы, по существу, единственной, нашедшей широкое применение. Это — приоритет нашей страны и заслуга А.Н. Туполева.

Интересно также, что копирование самолёта ТБ-1 за границей началось лишь с 1930 г. (после его прилёта в США). А конструктор через 5 лет после ТБ-1 выпустил четырёхмоторный бомбардировщик ТБ-3 этой же схемы. Все последующие самолёты-бомбардировщики, все «летающие крепости» и «сверхкрепости» были, по существу, развитием типов ТБ-1 и ТБ-3».

В.Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. Изд. 3-е. М., Машиностроение, 1985 г., стр. 396.

Эти слова В.Б. Шаврова повторены в десятках советских изданий. Но всё это, прямо скажем, не совсем соответствует истине. ТБ-1 - не только не первый цельнометаллический, но и не первый цельнодюралевый двухмоторный бомбардировщик-моноплан.

Но прежде чем говорить о ТБ-1 и ТБ-3, вспомним, как вообще началось применение алюминиевых сплавов в авиации.

Дюралюминий появился в 1909 г.*, а вскоре этот металл поднялся в небо. Но пока не на самолётах: впервые в авиации замечательный сплав применил граф Фердинанд Цеппелин для каркаса своих дирижаблей.

Интересно, что Цеппелин поверил в возможности дюраля ещё до его появления. Уже в 1898 г. была создана компания «Gesellschaft zur Förderung der Luftschiffart» именно для постройки жёсткого дирижабля с каркасом из алюминиевых сплавов (ещё не дюралюминия) и полотняной обшивкой.

Сплавы поставлял берлинский завод Карла Берга.

AlAvFirs002.jpg

Граф Фердинанд Цеппелин (1838 - 1917 г.)


* Ещё в 1903 г. немецкий инженер Альфред Вильм установил, что сплав из 96% AI и 4% меди после резкого охлаждения медленно кристаллизуется в течение нескольких дней, и прочность его при этом непрерывно растёт. После ряда экспериментов Вильм добавил в сплав марганец и магний. Серийное производство началось но заводе в Дюрене (Dürener Metalwerke) в 1909 г., откуда и пошло название сплава. Прочность дюралюминия (или дюраля) составляла 350-370 МПа (37кГс на мм2), а у современных сплавов - 450-500 МПа. Для сравнения: у чистого алюминия прочность равна только 70-80 МПа, у строительных сталей - порядка тех же 500 МПа. Да, применяемые в авиации хромоникелевые стали в 2-2,5 раза прочнее «классического» дюраля, но зато в три раза тяжелее.

Оглавление

Hosted by uCoz