Оглавление

AlAvFirs019.jpg

Мицубиси Ки-20

Ки-20 выпускался серийно с 1931 г. по 1935 г., хотя, конечно, в масштабах, несравнимых с АНТ-6 (ТБ-3). Было построено всего 6 самолётов. Сам он был модификацией пассажирского Junkers G.38, взлетевшего 6 ноября 1929 г.

Таким образом, первой в постройке четырехмоторных свободнонесущих бомбардировщиков-монопланов с двигателями, установленными в ряд по размаху в носке крыла оказалась Япония, а не СССР, Германия или США.

Комментируя еще раз часть цитаты из начала статьи («Этот самолёт (АНТ-4) стал прототипом решительно всех последующих многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы, по существу, единственной, нашедшей широкое применение. Это — приоритет нашей страны и заслуга А.Н. Туполева») нельзя не упомянуть о многомоторном бомбардировщике - свободнонесущем моноплане, созданном за 5 лет до туполевского АНТ-4.

Четырёхмоторный Zeppelin E-4.20 был создан на заводе VGO (основатель граф Цеппелин) конструктором Адольфом Рорбахом (впоследствии он основал собственную фирму и выпускал удачные цельнометаллические пассажирские летающие лодки). После первых полётов самолёт был уничтожен контрольной комиссией союзников. Именно его следует считать прототипом бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы.

Наконец, вспомним ещё об одном приоритете. Да, бесспорно, что первый цельнодюралевый самолёт построили на фирме Junkers. Но впервые силовые элементы из алюминия применили не у Юнкерса, и даже не в Германии.

В сентябре 1910 г. Элиот Рой (создатель фирмы Avro) сам поднял в воздух свой четвертый триплан Ro IV. Хвостовая ферма и каркас крыльев у него были деревянные, но вот треугольная гондола фюзеляжа неизвестно почему была сделана алюминиевой, с несущей обшивкой.

Именно эта «ванна» и стала первым применением алюминиевых сплавов в самолётостроении.

Итак, мы ещё раз убедились, что даже широко известные и многократно растиражированные утверждения не являются истиной. Их необходимо беспристрастно проверять. Зачастую приоритеты оказываются надуманными, но в других случаях они обнаруживаются в самых неожиданных местах.

А теперь некоторые выводы:

  1. Первое применение алюминиевых сплавов в авиации — Россия, 1894 г., дирижабль Шварца.
  2. Первое успешное применение алюминиевых сплавов в авиации — Пруссия, 1897 г., второй дирижабль Шварца.
  3. Первое применение алюминиевых сплавов как силового элемента в самолётостроении - Великобритания, 1910 г., Avro IV, гондола фюзеляжа.
  4. Первый цельнодюралевый летательный аппарат - дирижабль LZ-8, 1911 г.
  5. Первый цельнодюралевый самолёт - истребитель Junkers 17, 17 сентября 1917 г.
  6. Первый пассажирский цельнометаллический самолёт - Junkers F.13, 25 июня 1919 г.
  7. Первый четырёхмоторный свободнонесущий бомбардировщик-моноплан с двигателями, установленными в ряд по размаху в носке крыла (хотя и не цельнометаллический) — VGO (Staaken) E-4.20, осень 1920 г.
  8. Первый многомоторный цельнометаллический самолёт, и одновременно двухмоторный бомбардировщик-моноплан — Stout ST-1, 25 апреля 1922 г.
  9. Первый четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический бомбардировщик-моноплан с двигателями, установленными в ряд по размаху в носке крыла — Mitsubishi Ки-20, осень 1930 г.
AlAvFirs020.jpg

Летающая реплика Avro IV. Хорошо видна алюминиевая гондола

AlAvFirs021.jpg AlAvFirs022.jpg
Е-4.20 В полёте и на земле. Стойки, идущие от шасси, крепятся на амортизаторах и не разгружают крыло в полёте. Поэтому схема самолёта — не подкосный моноплан, как кажется на первый взгляд, а свободнонесущий высокоплан

Оглавление

Hosted by uCoz