Мицубиси Ки-20
Ки-20 выпускался серийно с 1931 г. по 1935 г., хотя, конечно, в масштабах, несравнимых с АНТ-6 (ТБ-3). Было построено всего 6 самолётов. Сам он был модификацией пассажирского Junkers G.38, взлетевшего 6 ноября 1929 г.
Таким образом, первой в постройке четырехмоторных свободнонесущих бомбардировщиков-монопланов с двигателями, установленными в ряд по размаху в носке крыла оказалась Япония, а не СССР, Германия или США.
Комментируя еще раз часть цитаты из начала статьи («Этот самолёт (АНТ-4) стал прототипом решительно всех последующих многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы, по существу, единственной, нашедшей широкое применение. Это — приоритет нашей страны и заслуга А.Н. Туполева») нельзя не упомянуть о многомоторном бомбардировщике - свободнонесущем моноплане, созданном за 5 лет до туполевского АНТ-4.
Четырёхмоторный Zeppelin E-4.20 был создан на заводе VGO (основатель граф Цеппелин) конструктором Адольфом Рорбахом (впоследствии он основал собственную фирму и выпускал удачные цельнометаллические пассажирские летающие лодки). После первых полётов самолёт был уничтожен контрольной комиссией союзников. Именно его следует считать прототипом бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы.
Наконец, вспомним ещё об одном приоритете. Да, бесспорно, что первый цельнодюралевый самолёт построили на фирме Junkers. Но впервые силовые элементы из алюминия применили не у Юнкерса, и даже не в Германии.
В сентябре 1910 г. Элиот Рой (создатель фирмы Avro) сам поднял в воздух свой четвертый триплан Ro IV. Хвостовая ферма и каркас крыльев у него были деревянные, но вот треугольная гондола фюзеляжа неизвестно почему была сделана алюминиевой, с несущей обшивкой.
Именно эта «ванна» и стала первым применением алюминиевых сплавов в самолётостроении.
Итак, мы ещё раз убедились, что даже широко известные и многократно растиражированные утверждения не являются истиной. Их необходимо беспристрастно проверять. Зачастую приоритеты оказываются надуманными, но в других случаях они обнаруживаются в самых неожиданных местах.
А теперь некоторые выводы:
Летающая реплика Avro IV. Хорошо видна алюминиевая гондола
![]() |
![]() |
Е-4.20 В полёте и на земле. Стойки, идущие от шасси, крепятся на амортизаторах и не разгружают крыло в полёте. Поэтому схема самолёта — не подкосный моноплан, как кажется на первый взгляд, а свободнонесущий высокоплан |