До начала Великой Отечественной войны В-25 не вызывал особого интереса в нашей стране. Его считали «середнячком», не выделяющимся какими-либо особыми данными. Гораздо больше внимания уделяли его конкуренту — Мартин В-26.
Когда в сентябре 1941 г. в Москве собрались представители СССР, США и Великобритании, обсуждавшие будущие поставки боевой техники, различные ведомства подготовили свои заключения — что следует просить и в каких количествах. Только Разведывательное управление Генштаба включило в список потенциально интересных самолетов В-25, но также однозначно отдало предпочтение В-26.
Американцы же, наоборот, предложили, в первую очередь, три бомбардировщика: Дуглас А-20, Локхид А-28 и Норт Америкэн В-25. Когда американские, английские и советские дипломаты и генералы совещались в Москве, в Америке уже находилась группа советских летчиков, штурманов и инженеров. Ее возглавлял известный летчик М.М. Громов, перед войной руководивший ЛИИ НКАП.
Первоначально планировалось, что американцы передадут им несколько бомбардировщиков Боинг В-17 «Флайинг Фортресс» («Летающая крепость»), на которых советские экипажи перелетят в Англию. Там собирались подвесить под самолеты бомбы и, сбросив их по дороге на Берлин, вернуться в Москву. Но «крепостей» американцы не дали.
Пришлось заняться изучением того, что союзники могли реально предоставить. Начали с В-25А. Ознакомление с машинами и их оборудованием проходило на авиабазах в Спокане и Паттерсоне. Нашим экипажам дали возможность досконально изучить В-25А, полетать на них и даже провести учебные бои с истребителями Р-43.
Гостей принимал капитан Э. Йорк, владевший русским языком. Американский историк Э. Мак-Доуэлл пишет в своей книге, что «русские летали на В-25, как на истребителях». В результате из крыльев «митчеллов» повыскакивали заклепки, несколько стрелков повредили ребра, а один Р-43 врезался в землю.
Громов, имевший большой опыт летчика-испытателя, лично опробовал А-28, В-25А и В-26. Самолет «Локхид» отмели сразу, считая, что он ни в какой мере не соответствует требованиям современной войны. В-26 обладал высокими летными данными, но отличался сложностью пилотирования. Наиболее рациональным выбором оказывался В-25. Он, правда, тоже имел свои недостатки. По мнению Громова, экипаж В-25А был нецелесообразно велик для фронтового бомбардировщика. Кроме того, он оценил бронезащиту и вооружение самолета как недостаточные.
![]() |
![]() |
Советский В-25В но Аляске. Лето 1942 г. | Бомбардировщик В-25С на испытаниях в НИИ ВВС. Июнь 1942 i |