Оглавление

Blenheim026.jpg

"Бленхейм" IV в составе учебного командования со спаркой пулеметов "Браунинг" в нижней носовой башне "Фрейзер Нэш", 1942 г.

Blenheim027.jpg

"Бленхейм" IV в составе ВВС "Свободной Франции"

«Бленхейм» IV, в отличие от «единицы», стал основным средним бомбардировщиков английских ВВС в начальный период Второй мировой войны. «Бристоль» изготовила их 313 штук, «А.В. Роу» - 755 и «Рутс» - 2230. «Четверка» стала сменять предыдущую модификацию весной 1939 г. В марте их первой получила 90-я эскадрилья, к сентябрю ими вооружили восемь эскадрилий. Частично старые «Бленхеймы» заменили новые бомбардировщики «Хэмпден», но в сумме всеми модификациями (I, IF, IV) в начале войны были укомплектованы 32 эскадрильи - это был самый массовый в то время самолет британских ВВС. Именно «четверка» совершила первый во Второй мировой войне боевой вылет: 3 сентября, когда Великобритания объявила войну Германии, она провела фотосъемку немецких кораблей в Киле. На следующий день 10 машин из 107-й и 110-й эскадрилий отбомбились по военно-морской базе в Вильгельмсгафене. Несколько бомб попало в «карманный» линкор «Адмирал Шеер», но пять английских самолетов не вернулись домой.

Впоследствии «Бленхеймы» участвовали в норвежской кампании. До отказа нагруженные горючим, они из Шотландии летали к побережью Норвегии бомбить наступающие немецкие войска и транспорты, подвозившие им снаряжение и боеприпасы.

В мае 1940 г. шесть эскадрилий «Бленхеймов» IV, размещенных во Франции, вступили в тяжелые бои, пытаясь остановить немецкие колонны, двигающиеся на запад. Их поддерживали части 2-й авиагруппы из южной Англии. Потери были очень велики. Так, 17 мая 82-я эскадрилья лишилась 11 из 12 вылетевших на задание самолетов.

Максимальная скорость «четверки» из-за возросшего веса упала до 420 км/ч и была много меньше, чем у немецких истребителей. Из-за слабого вооружения и полного отсутствия бронирования «Бленхейм» был очень уязвим от их атак. Не удивительно, что по количеству относительных потерь эта машина заняла первое место среди всех английских бомбардировщиков.

Нельзя сказать, чтобы фирма не пыталась усилить вооружение модификации IV, но большого эффекта эти меры не дали. Начали с установки усовершенствованной турели Мк.II с более мощным приводом, затем поменяли ее на Мк.III под пулемет Виккерс К с большей скорострельностью. С конца 1 940 г. последовательно обращались к турелям Мк.IIIА с двумя Виккерс К и Mk.IV под два пулемета «Браунинг» с ленточным питанием (и «Льюис», и Виккерс К имели дисковые магазины). В последнем случае получили еще и существенный выигрыш в практической скорострельности. Некоторые машины дорабатывали под установку «Браунинга» в шаровом гнезде справа в носу штурманской кабины (иногда вместо неподвижного пулемета в крыле). Свою лепту в усовершенствование вооружения внесли и фронтовики. В 107-й эскадрилье несколько «Бленхеймов» получили 7,69-мм пулеметы в задней части мотогондол. Их пристреливали так, чтобы трассы сходились на определенном расстоянии за хвостом самолета, перекрывая «мертвую зону» за оперением. В той же эскадрилье встречались машины с пулеметом Виккерс К, смонтированным в обтекателе под хвостовой частью фюзеляжа, за стойкой колеса.

Для той же цели (защиты самолета снизу-сзади) «Бристоль» внедрила стрелковую установку, стоявшую под носом самолета. Неподвижный 7,69-мм пулемет «Браунинг» располагался в прозрачном веретенообразном блистере, смещенном на правую сторону. Позднее ввели стоявшую на том же месте угловатую дистанционно управляемую турель Фрэйзер-Нэш FN 54A с парой таких же пулеметов. Интересно, что для того, чтобы воспользоваться аварийным люком для прыжка с парашютом, приходилось прежде сбросить турель, имевшую специальные замки. В порядке эксперимента на одном самолете поставили вертикально 37-мм пушку COW. Из нее хотели стрелять по подводным лодкам.

Бронезащита на «Бленхейме» IV так и не появилась, но вот протектирование бензобаков в начале 1940 г. ввели. Сначала протектировали только основной бак в фюзеляже, а затем и баки в крыле. Для улучшения обзора у летчика поставили зеркало заднего вида и сделали каплевидные выступы на боковых стеклах фонаря. Все эти изменения привели к дальнейшему росту веса машины и ее летные данные от серии к серии постоянно ухудшались.

Оглавление

Hosted by uCoz