Один из последних серийных "Бленхеймов" V, служивший до сентября 1944 г.
Первым изготовили образец штурмовика. Он поднялся в воздух 24 февраля 1941 г. и, кроме неостекленного носа, отличался еще наличием коков на ступицах винтов. Затем взлетел и бомбардировщик; верхняя турель первое время на нем отсутствовала. Еще в сентябре 1940 г. у фирмы «Рутс» заказали 780 «Бисли» взамен «Бленхеймов»-«четверок»; штурмовиков и бомбардировщиков намечали собрать поровну. Первый самолет установочной серии собрали в сентябре 1941 г. К этому времени машину уже твердо решили применять как бомбардировщик. Летные данные из-за роста веса опять упали, а в серии должны были еще более ухудшиться, поскольку на серийные самолеты планировали ставить моторы «Меркьюри» XXV и XXX меньшей мощности (840 л.с). Тем не менее, производство стали разворачивать. С октября началась приемка бомбардировщиков на заводе «Рутс» в Блисс-Бридже, а в ноябре название машины изменили на «Бленхейм» V, поскольку сочли, что отличия не так уж и велики. В августе 1941 г. «Рутс» получила новый заказ на 415 самолетов. Всего до июня 1 943 г., когда «Бленхейм» окончательно сняли с производства, изготовили 942 самолета. «Пятерки» поздних выпусков отличались выпуклой средней секцией фонаря кабины штурмана. Под ней стояла радиостанция, перенесенная из средней части фюзеляжа. Для ночных действий многие самолеты оборудовались пламегасителями на выхлопных патрубках моторов. «Бленхейм» V поставлялся в Португалию (два экземпляра) и Турцию (в 1942 г.).
Боевое применение «пятерок» имело место практически только на второстепенных театрах. С ноября 1942 г. четыре эскадрильи таких машин базировались в Алжире. На самолетах там смонтировали противопыльные фильтры «Вокс». Несмотря на усиленное вооружение и введение бронезащиты, «пятерки» оказались так же уязвимы, как и «четверки». 17 ноября «мессершмитты» за пять минут сбили все 12 самолетов 18-й эскадрильи, отправившиеся на бомбометание.
«Бленхейм» полностью исчерпал себя, и никакие модернизации уже не могли ему помочь. Тем не менее, эти машины еще провоевали в Африке пять месяцев до капитуляции группировки Роммеля в Тунисе, а затем до конца 1943 г. применялись для патрулирования побережья. Две эскадрильи в Адене несли патрульную службу над Красным морем до 1944 г. Четыре эскадрильи «пятерок» воевали в Индии и Бирме до конца 1943 г. Последние «Бленхеймы» использовались в учебных подразделениях и вели метеоразведку до июля 1945 г., когда их окончательно сняли с вооружения.
На этом фактически закончилась карьера столь много обещавшего самолета и столь быстро устаревшего.
Ненадолго задержались только отдельные машины на периферии. Так, индонезийским повстанцам достался «Бленхейм» IV, ранее захваченный у англичан японцами. Они восстановили самолет, оснастив его трофейными японскими моторами «Сакае». Последние взяли с какой-то японской машины вместе с капотами и винтами. Выбитое остекление носовой части зашили металлом, так же как и проем отсутствующей верхней турели. Известно, что этот «Бленхейм» летал, по меньшей мере, год. Участвовал ли он в боевых действиях против голландцев — неизвестно.
Сохранившийся до наших дней "Бленхейм " на авиашоу
Тактико-технические характеристики "Впенхейма"
I |
IF |
IV |
IVF |
V |
|
Длина, м |
12,12 |
12,12 |
12,97 |
12,97 |
13,4 |
Размах крыла, м |
17,17 |
17,17 |
17,17 |
17,17 |
17,17 |
Высота, м |
2,99 |
2,99 |
2,99 |
2,99 |
- |
Вес, кг |
|||||
пустого |
3630 |
4000 |
4430 |
4173 |
- |
взлетный нормальный |
5660 |
5530 |
6120 |
6260 |
- |
максимальный |
5947 |
6270 |
6800 |
6577 |
7700 |
Скорость максимальная, км/ч |
420 |
420 |
430 |
420 |
415 |
Скорость крейсерская, км/ч |
322 |
346 |
316 |
354 |
- |
Практический потолок, м |
8300 |
7500 |
6700 |
7500 |
9450 |
Дальность полета, км |
1800 |
2350 |
- |
2350 |
2550 |