Оглавление

Дополнительные схемы заполнения грузоотсеков F-35 (сертификация которых будет проведена, видимо, в более поздние сроки) предполагают подвеску двух УПАБ AGM-156 JSOW (снабженных раскрывающимся крылом и способных, в зависимости от высоты сброса, планировать на дальность до 70-90 км), четырех КАБ GBU-12 («Пейвуэй» II, 450 кг), восьми КАБ AGM-38 (JDAM) калибром 225 кг, разовых бомбовых кассет CBU-103/ 105 WCMD, противорадиолокационных ракет типа AGM-88 HARM, обычных свободнопадающих авиабомб калибром 1000 фунтов (четыре единицы) или 2000 фунтов (две единицы).

Грузоотсеки самолета F-35B имеют почти вдвое меньшую вместимость: максимальный калибр подвешиваемых там боеприпасов ограничен 1000 фунтами. На варианте истребителя F-35B, предназначенном для ВВС Великобритании, предполагается, также, использовать и ракеты английского производства — УР класса «воздух-воздух» увеличенной дальности MBDA «Метеор», УР ближнего боя AIM-132 ASRAAM, а также противотанковые сверхзвуковые самонаводящиеся УР «Бримстон» (впрочем, нужно сказать, что применение этой ПТУР, аналогичной американской ракете «Хеллфайр» или отечественной ракете «Шквал», состоящих на вооружении вертолетов и бронированных штурмовиков, на 27-тонном сверхзвуковом самолете стоимостью более 122 млн. долл. выглядит несколько странным). Общая масса боевой нагрузки в двух грузоотсеках самолетов F-35A и F-35C - около 2200 кг, a F-35B - порядка 1300 кг.

Кроме двух внутрифюзеляжных грузоотсеков, вооружение F-35 может размещаться на шести (F-35C) или четырех (F-35B и F-35A) подкрыльевых узлах внешней подвески, а также (на истребителях ВВС Великобритании) на двух торцевых крыльевых узлах. Следует сказать, что отработка внешней подвески вооружения запланирована для F-35 в последнюю очередь, что вызывает обоснованную обеспокоенность у потенциальных зарубежных покупателей, не желающих приобретать сверхдорогой самолет с бомбовой нагрузкой всего в две тонны.

F-35Ques005.jpg

F-35 с открытыми отсеками вооружения

Если отработка вооружения на внешних узлах подвески для руководителей программы JSF является, очевидно, не самым приоритетным делом, то этого нельзя сказать о подкрыльевых подвесных топливных баках емкостью 1600 л, превратившихся, в ходе последовательных итераций, обусловленных, очевидно, результатами продувок в АДТ, из классических «бананов» в некие подобия кривых парниковых огурцов с раздутой носовой частью и сильно зауженной хвостовой. Под крылом самолет может нести до четырех таких ПТБ.

Общая масса сбрасываемого вооружения на самолетах F-35A и F-35С составляет 6800 кг. На F-35B она несколько меньше — порядка 5900 кг. Предполагается, что в первые часы конфликта, когда ПВО противника еще не подавлена, самолеты JSF будут использоваться с вооружением только на внутренних узлах подвески. Их целями станут важные объекты ПВО, командные пункты, узлы связи, аэродромы и другие основные «нервные узлы» и «болевые точки» противника, по которым потребуется ударить в первую очередь. Следует напомнить, что именного для такого обезоруживающего удара первого дня войны и создавалась в свое время американская «серебряная пуля» - малозаметный самолет F-117.

В дальнейшем, когда сопротивление зенитных средств и авиации противника ослабнет, самолеты должны начать работать в значительно более «производительном» режиме, неся бомбы и ракеты еще и на подкрыльевых узлах. Однако такой сценарий предполагает, что лишь «белые» «начинают и выигрывают». При других раскладах боевая живучесть JSF будет не на много отличаться от аналогичного параметра F-15E, F-16 или F/A-18.

Все модификации самолета F-35 несут четырехствольную 25-миллиметровую пушку GAU-22/A. Но если на F-35A применено орудие встроенного типа с боекомплектом 180 выстрелов, то на F-35C и F-35B используется контейнерная установка с боекомплектом на 220 выстрелов, подвешиваемая в грузоотсеке и стреляющая при открытой створке последнего.

Как видим, самолет JSF несет мощное и разнообразное вооружение, которое, после испытаний и доводки, будет вполне отвечать своему целевому предназначению. А наличие вместительных внутренних отсеков обеспечивает F-35 существенные преимущества в области малозаметности перед другими боевыми самолетами аналогичного класса. В целом, следует признать: критика комплекса вооружения «Лайтнинга» II в зарубежной печати выглядит несостоятельно.

Однако, несмотря на внедрение новых технических решений, передовых технологий и современного «интеллектуального» вооружения, инженеры «Локхид Мартин» не сумели обеспечить главного - удержать под контролем массу планера JSF. В ходе своей разработки самолет постоянно тяжелел. Если в начале 2000-х годов, согласно проектным данным, масса пустого самолета фирмы «Локхид Мартин» (в варианте, предназначенном для ВВС) составляла 10800 кг (т.е. находилась на одном уровне с массой легкого истребителя МиГ-29), то уже в конце 2001 года (опять же на бумаге) она достигла 12100 кг, приближаясь к соответствующему показателю «тяжелого» истребителя F-15A. Этот процесс продолжался и в дальнейшем.

Оглавление

Hosted by uCoz