Летом 2008 фирма «Локхид Мартин» опубликовала новую (а главное — официальную) информацию о характеристиках истребителей семейства F-35, представляющую этот самолет, с точки зрения весового совершенства, в еще менее выигрышном свете.
Как видим, задуманный первоначально как легкий и маневренный истребитель, теперь, даже в своей самой легкой версии, F-35 весит больше, чем F-15C и вплотную приближается по массе к двухместному истребителю-бомбардировщику F-15E, считавшемуся, после снятия с вооружения бомбардировщиков F-111, самым тяжелым тактическим боевым самолетом американских ВВС. А палубный истребитель F-35C по своей массе (15800 кг) почти сравнялся с таким «увесистым» истребителем, как Су-27.
В то же время относительный запас топлива во внутренних баках составляет у F-35C 0,55, что больше, чем у F-22A, но меньше, чем у Су-27. У более легкого F-35A этот показатель (0,61) немного лучше, чем у палубного самолета, но все же уступает «Сухому». Однако превосходство F-35A по топливному совершенству над такими самолетами, как «Рафаль», «Тайфун» и МиГ-35, очевидно.
Для F-35 фирмой «Пратт Уитни» на базе газогенератора ТРДДФ F119 был разработан двигатель F135-PW-100. Тяга двигателя - порядка 18000 кгс (в дальнейшем, в ходе серийного производства предполагается довести эту величину до 19000 кгс). Несмотря на значительную степень общности с F119, F135 - в значительной степени новый «мотор», рассчитанный, в первую очередь, не на сверхзвуковую, а на дозвуковую скорость. В его конструкции применены иные, более дешевые и менее дефицитные (учитывая планы массового выпуска истребителя F-35) материалы. За все это, а также за повышение тяги пришлось расплачиваться увеличением массы ТРДДФ. Она составляет, по неофициальным данным, приблизительно 1850 кг.
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА JSF (на основе официальной информации фирмы "Локхид Мартин")
Тип самолета |
F-35A |
F-35B |
F-35C |
Размах крыла, м |
10,67 |
10,67 |
13,11 |
Длина самолета, м |
15,70 |
15,64 |
15,70 |
Высота самолета, м |
4,33 |
4,30 |
4,54 |
Размах горизонтального оперения, м |
7,01 |
6,71 |
7,92 |
Площадь крыла, м2 |
42,7 |
42,7 |
62,0 |
Масса пустого, кг |
13320 |
14550 |
15800 |
Максимальная взлетная масса, кг |
31800 |
27270 |
31800 |
Максимальная масса топлива (без ПТБ), кг |
8120 |
6360 |
8640 |
Практическая дальность (без ПТБ), км |
2220 |
1670 |
2600 |
Радиус действия (с ПТБ), км |
1130 |
930 |
1190 |
В отличие от F119 с его плоским «малозаметным» соплом, двигатель F135 (в варианте, предназначенном для самолетов F-35A и F-35C) имеет обычное осисимметричное неотклоняемое сопло, делающее истребитель «полумалозаметным» (т.е. малозаметным лишь в пределах передней полусферы). Разумеется, самолеты F-35А и F-35C лишены и всех преимуществ Су-35 и МиГ-35, снабженных системой УВТ.
F-35B (STOVL) снабжен отклоняемым соплом, конструкция которого заимствована у советского подъемно-маршевого двигателя РД79, установленного на истребителе Як-141.
Максимальная скорость всех вариантов истребителя JSF, согласно данным фирмы-производителя, соответствует М=1,6, что значительно меньше, чем у других истребителей четвертого и пятого поколений. Подобными скоростными характеристиками среди боевых самолетов нового поколения обладают лишь южнокорейский легкий боевой самолет А50/Т50 «Голден Игл», китайский L-15, а также их германский аналог «Мако», существующий лишь в виде деревянного макета. Разумеется, о крейсерском «сверзхзвуке» применительно к F-35 не может идти и речи.
Начальная скороподъемность варианта F-35C составляет, по неофициальным данным, 200 м/с, у F-35A она несколько выше, вероятно 220-230 м/с. Это меньше, чем у других современных истребителей (Су-30 — 230 м/с, «Мираж»2000 - 280 м/с, МиГ-29 - 330 м/с). А по уровню тяговооруженности «Лайтнинг» II вообще выглядит полным аутсайдером среди истребителей четвертого и пятого поколений.
Сравнительно низкая удельная нагрузка на крыло, современная аэродинамика и совершенная цифровая ЭДСУ несколько сглаживают недостаток тяговооруженности, однако следует признать, что в ближнем маневренном воздушном бою достойными противниками JSF смотрелись бы, скорее, истребители МиГ-23 или «Фантомы» последних модификаций, нежели более маневренные F-16, МиГ-29 или «Рафаль».
Оценивая летные характеристики F-35, можно еще раз вспомнить П. Спрея и У. Уиллера, сравнивших «Лайтнинг» II с «Тандерчифом» пятидесятилетней давности. Судите сами. Самолет Рипаблик F-105D - самая массовая модификация «Тандерчифа», принятая на вооружение ВВС США в 1961 году и вынесшая основную тяжесть воздушной войны во Вьетнаме, имела массу пустого снаряженного 12700 кг, взлетную массу без боевой нагрузки 17250 кг и максимальную взлетную массу 23855 кг, т.е. по своим весовым параметрам незначительно отличалась от F-35A. Площадь крыла у этого истребителя-бомбардировщика составляла 35,8 м2 (у F-35A - 42,7 м2), что давало удельную нагрузку на крыло (при нормальном взлетном весе) 566 кг/м2. Для сравнения, удельная нагрузка на крыло (в соответствующей конфигурации) у F-35A еще больше - 577 кгс/м2. Однако тяговооруженность F-35A при нормальной взлетной массе (0,79) заметно больше, чем у F-105D (0,65) - все-таки 18000 кгс тяги F135-PW-100 - это не 12000 кгс J57-P-19W.
По сравнению с «Тандерчифом» «Лайтнинг» II имеет значительно большую практическую дальность (2220 км против 1240 км), что обусловлено более экономичным двигателем и большим относительным запасом топлива во внутренних баках. В то же время скорость у F-35A (соответствующая М=1,6) значительно меньше, чем у F-105D (М=2,15). Характеристики скороподъемности у «Тандерчифа» хуже, чем у «Лайтнинга» II (соответственно, 135 м/с и 200 м/с). У самолета 5-го поколения имеется и определенное превосходство по максимальной боевой нагрузке (6800 кг у F-35A и 5540 кг у F-105D). Однако если на F-35A и F-35C во внутренних грузоотсеках размещается 2200 кг вооружения, то на F-105D внутри фюзеляжа подвешивали до 3600 кг бомб. Кроме того, в грузоотсеке «Тандерчифа» вместо средств поражения мог размещаться дополнительный топливный бак, что, в сочетании с подкрыльевыми ПТБ, обеспечивало ему максимальную дальность полета 3550 км, приблизительно равную дальности F-35A.