Оглавление

Летом 2008 фирма «Локхид Мартин» опубликовала новую (а главное — официальную) информацию о характеристиках истребителей семейства F-35, представляющую этот самолет, с точки зрения весового совершенства, в еще менее выигрышном свете.

Как видим, задуманный первоначально как легкий и маневренный истребитель, теперь, даже в своей самой легкой версии, F-35 весит больше, чем F-15C и вплотную приближается по массе к двухместному истребителю-бомбардировщику F-15E, считавшемуся, после снятия с вооружения бомбардировщиков F-111, самым тяжелым тактическим боевым самолетом американских ВВС. А палубный истребитель F-35C по своей массе (15800 кг) почти сравнялся с таким «увесистым» истребителем, как Су-27.

В то же время относительный запас топлива во внутренних баках составляет у F-35C 0,55, что больше, чем у F-22A, но меньше, чем у Су-27. У более легкого F-35A этот показатель (0,61) немного лучше, чем у палубного самолета, но все же уступает «Сухому». Однако превосходство F-35A по топливному совершенству над такими самолетами, как «Рафаль», «Тайфун» и МиГ-35, очевидно.

Для F-35 фирмой «Пратт Уитни» на базе газогенератора ТРДДФ F119 был разработан двигатель F135-PW-100. Тяга двигателя - порядка 18000 кгс (в дальнейшем, в ходе серийного производства предполагается довести эту величину до 19000 кгс). Несмотря на значительную степень общности с F119, F135 - в значительной степени новый «мотор», рассчитанный, в первую очередь, не на сверхзвуковую, а на дозвуковую скорость. В его конструкции применены иные, более дешевые и менее дефицитные (учитывая планы массового выпуска истребителя F-35) материалы. За все это, а также за повышение тяги пришлось расплачиваться увеличением массы ТРДДФ. Она составляет, по неофициальным данным, приблизительно 1850 кг.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА JSF (на основе официальной информации фирмы "Локхид Мартин")

Тип самолета

F-35A

F-35B

F-35C

Размах крыла, м

10,67

10,67

13,11

Длина самолета, м

15,70

15,64

15,70

Высота самолета, м

4,33

4,30

4,54

Размах горизонтального оперения, м

7,01

6,71

7,92

Площадь крыла, м2

42,7

42,7

62,0

Масса пустого, кг

13320

14550

15800

Максимальная взлетная масса, кг

31800

27270

31800

Максимальная масса топлива (без ПТБ), кг

8120

6360

8640

Практическая дальность (без ПТБ), км

2220

1670

2600

Радиус действия (с ПТБ), км

1130

930

1190

В отличие от F119 с его плоским «малозаметным» соплом, двигатель F135 (в варианте, предназначенном для самолетов F-35A и F-35C) имеет обычное осисимметричное неотклоняемое сопло, делающее истребитель «полумалозаметным» (т.е. малозаметным лишь в пределах передней полусферы). Разумеется, самолеты F-35А и F-35C лишены и всех преимуществ Су-35 и МиГ-35, снабженных системой УВТ.

F-35B (STOVL) снабжен отклоняемым соплом, конструкция которого заимствована у советского подъемно-маршевого двигателя РД79, установленного на истребителе Як-141.

Максимальная скорость всех вариантов истребителя JSF, согласно данным фирмы-производителя, соответствует М=1,6, что значительно меньше, чем у других истребителей четвертого и пятого поколений. Подобными скоростными характеристиками среди боевых самолетов нового поколения обладают лишь южнокорейский легкий боевой самолет А50/Т50 «Голден Игл», китайский L-15, а также их германский аналог «Мако», существующий лишь в виде деревянного макета. Разумеется, о крейсерском «сверзхзвуке» применительно к F-35 не может идти и речи.

Начальная скороподъемность варианта F-35C составляет, по неофициальным данным, 200 м/с, у F-35A она несколько выше, вероятно 220-230 м/с. Это меньше, чем у других современных истребителей (Су-30 — 230 м/с, «Мираж»2000 - 280 м/с, МиГ-29 - 330 м/с). А по уровню тяговооруженности «Лайтнинг» II вообще выглядит полным аутсайдером среди истребителей четвертого и пятого поколений.

Сравнительно низкая удельная нагрузка на крыло, современная аэродинамика и совершенная цифровая ЭДСУ несколько сглаживают недостаток тяговооруженности, однако следует признать, что в ближнем маневренном воздушном бою достойными противниками JSF смотрелись бы, скорее, истребители МиГ-23 или «Фантомы» последних модификаций, нежели более маневренные F-16, МиГ-29 или «Рафаль».

НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Оценивая летные характеристики F-35, можно еще раз вспомнить П. Спрея и У. Уиллера, сравнивших «Лайтнинг» II с «Тандерчифом» пятидесятилетней давности. Судите сами. Самолет Рипаблик F-105D - самая массовая модификация «Тандерчифа», принятая на вооружение ВВС США в 1961 году и вынесшая основную тяжесть воздушной войны во Вьетнаме, имела массу пустого снаряженного 12700 кг, взлетную массу без боевой нагрузки 17250 кг и максимальную взлетную массу 23855 кг, т.е. по своим весовым параметрам незначительно отличалась от F-35A. Площадь крыла у этого истребителя-бомбардировщика составляла 35,8 м2 (у F-35A - 42,7 м2), что давало удельную нагрузку на крыло (при нормальном взлетном весе) 566 кг/м2. Для сравнения, удельная нагрузка на крыло (в соответствующей конфигурации) у F-35A еще больше - 577 кгс/м2. Однако тяговооруженность F-35A при нормальной взлетной массе (0,79) заметно больше, чем у F-105D (0,65) - все-таки 18000 кгс тяги F135-PW-100 - это не 12000 кгс J57-P-19W.

По сравнению с «Тандерчифом» «Лайтнинг» II имеет значительно большую практическую дальность (2220 км против 1240 км), что обусловлено более экономичным двигателем и большим относительным запасом топлива во внутренних баках. В то же время скорость у F-35A (соответствующая М=1,6) значительно меньше, чем у F-105D (М=2,15). Характеристики скороподъемности у «Тандерчифа» хуже, чем у «Лайтнинга» II (соответственно, 135 м/с и 200 м/с). У самолета 5-го поколения имеется и определенное превосходство по максимальной боевой нагрузке (6800 кг у F-35A и 5540 кг у F-105D). Однако если на F-35A и F-35C во внутренних грузоотсеках размещается 2200 кг вооружения, то на F-105D внутри фюзеляжа подвешивали до 3600 кг бомб. Кроме того, в грузоотсеке «Тандерчифа» вместо средств поражения мог размещаться дополнительный топливный бак, что, в сочетании с подкрыльевыми ПТБ, обеспечивало ему максимальную дальность полета 3550 км, приблизительно равную дальности F-35A.

Оглавление

Hosted by uCoz