Cy-35
Французский истребитель "Рафаль"
"Евроистребитель" EF2000 "Тайфун"
Однако основными конкурентами «Лайтнингу» II на внешнем рынке, вплоть до появления российского ПАК ФА, будут являться не тяжелый и относительно дорогой фронтовой бомбардировщик Су-34 или многофункциональные истребители типа Су-30 и Су-35, а более легкие и массовые самолеты EF2000 «Тайфун», «Рафаль» и МиГ-35.
Если JSF можно рассматривать, в первую очередь, как мощный малозаметный ударный самолет, способный «выживать» в условиях жесткого противодействия самой совершений ПВО противника и которому приданы еще и «истребительные» возможности (что позволяет F-35 решать боевые задачи без истребительного прикрытия), то европейские и российская машины - это хорошие истребители завоевания господства в воздухе, получившие еще и способность эффективно, при помощи современного высокоточного оружия, воевать с наземным противником.
Все три вышеназванных самолета имеют на удивление близкие весовые характеристики: масса пустого снаряженного, нормальная взлетная (с вооружением «воздух-воздух») и максимальная взлетная массы равны, соответственно, у «Рафаля»: 9850, 15900 и 22500 кг, у «Тайфуна»: 11300, 16700 и 23500 кг и у МиГ-35: 11300, 17500 и 23500 кг.
«Рафаль оснащен двумя двигателями М88-2 тягой по 7440 кгс, «Тайфун» - двумя EJ200 по 9200 кгс, МиГ-35 - двумя РД-33 по 9000 кгс, что, в сумме, приблизительно равно тяге одного F135-PW-100 (18000 кгс). Таким образом, более легкие «европейские» машины обладают заметно большей тяговооруженностью, чем американский «невидимка» (при нормальной взлетной массе этот показатель у «Тайфуна», МиГ-35 и «Рафаля» равен, соответственно, 1,12, 1,03 и 0,93). Меньше у «европейцев» и удельная нагрузка на крыло. В результате «Рафаль», «Тайфун» и МиГ имеют заметно лучшие маневренные и разгонные характеристики, жизненно важные для истребителей завоевания превосходства в воздухе. Если максимальная скороподъемность МиГ-35 равна 300 м/с, «Рафаля» - 305 м/с и «Тайфуна» - 315 м/с, то у F-35A она составляет всего 220-240 м/с.
У МиГ-35 максимальная скорость превышает М=2,0, у «Рафаля» и EF2000 соответствует М=1,8, а у F-35 - всего М=1,6. Несколько хуже у американского самолета и высотные характеристики.
Запас топлива во внутренних баках «Рафаля» составляет 4500 кг (вместе с ПТБ - 7500 кг). У «Тайфуна» этот показатель равен 4000 и 8300 кг, а МиГ-35 способен принимать во внутренние баки 4800 кг топлива и, кроме того, несет до трех ПТБ. Относительная масса топлива во внутренних баках у EF2000, «Рафаля» и МиГ-35 составляет, соответственно, 0,35, 0,43 и 0,42, что заметно меньше, чем у F-35A (0,61). Как следствие, американский истребитель заметно превосходит своих соперников по дальности полета (соответственно, 2220 км против 2000 км у «Рафаля» и МиГ-35 в конфигурации без ПТБ). Применительно к EF2000 в ряде отечественных источников приводится практическая дальность без ПТБ, равная 2200 км. Однако, учитывая низкую относительную массу топлива во внутренних баках «Тайфуна», можно предположить, что в действительности этот показатель (даже с учетом превосходной аэродинамики и хорошей экономичности силовой установки EF2000) несколько меньше и составляет приблизительно 2000 км (что, впрочем, вполне достаточно для истребителя ПВО, действующего в условиях Центральной и Западной Европы). Разумеется, максимальная дальность полета этих самолетов с подвесными топливными баками значительно больше и составляет 3000-3500 км.