Оглавление

АЭРОАРХИВ

F-100 ПРОТИВ В-52

F100vB52001.jpg

«Air Force» august 1961 ГИБЕЛЬ БОЛЬШОЙ ПТИЦЫ

Пятница 7 апреля в Альбукерке выдалась теплой. На Западе, над хребтами и каньонами южной части Рокских гор, традиционно клубились облака.

На высоте шести миль в небе над пестрой природой штата Нью-Мексико экипажи трех самолетов вели обычную для себя игру со смертью.

Двумя из этих трех самолетов были F-100 из 188-й эскадрильи истребителей-перехватчиков авиации Национальной гвардии штата Нью-Мексико, дислоцированной на авиабазе Киртлэнд. Третий — В-52 из 95-го бомбардировочного авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Биггз, шт. Техас.

Огромный бомбардировщик в данном случае играл роль «неопознанного самолета». Истребителям Национальной гвардии предстояло выполнить учебно-тренировочный перехват «цели».

Ведущим пары «Суперсейбров» являлся лейтенант Джеймс Ван Сок, ведомым — капитан Дэйл Додд. Лейтенант Ван Сок служил в ВВС уже десять лет, побывал в Германии и Корее. 27-летний холостяк, подобно многим летчикам-истребителям Гвардии, больше всего на свете любил полеты.

Истребители взлетели всего несколько минут назад. Под левыми плоскостями крыльев обоих перехватчиков были подвешены две ракеты «Сайдуиндер», боевых, не учебных. Снарядные ящики пушек заполнены снарядами. Перехватчики были полностью подготовлены к работе по реальной цели.

Перехватчики обнаружили гигантскую цель, после чего выполнили пять учебных атак. В первой атаке имитировалось применение ракет, в остальных — поражение цели огнем бортовых пушек. Все атаки были выполнены успешно.

«Гвардейцы» отрабатывали искусство охоты на «больших птиц». В роли «птички» на сей раз выступал восьмидвигательный В-52 ценой 8 млн. долл. за «тушку»...

Экипажем В-52 с собственным именем «Ciudad Juarez» (самолет назван в честь города, расположенного недалеко от базы Биггз) командовал ветеран стратегического авиационного командования 39-летний капитан Дон Блодгет. Самолет выполнял рутинный учебно-тренировочный полет без вооружения. Полетное задание не предполагало ничего необычного: на полигон с имитацией бомбометания, полет над морем, «подыгрыш» перехватчикам Национальной гвардии в районе Альбукерка, затем — снова полигон и посадка на аэродроме базирования. В САК такие полеты называли «заполнение страниц в книге бумажной войны».

В экипаж капитана Блодгета входили второй пилот 33-летний капитан Рэй Обил, штурманы: 29-летний капитан Стив Картер и 30-летний капитан Пит Гайнерис, инструктор по РЭБ 27-летний капитан Джордж Джэксон, оператор бортового РЭО 24-летний 2-й лейтенант Гленн Бэйр, борттехник 23-летний штаб-сержант Мануэль Майрес и хвостовой стрелок 27-летний штаб-сержант Рэй Синглтон. На земле остался «везунчик» сержант Уильям Томас, штатный борттехник с «Ciudad Juarez», совсем недавно назначенный на эту должность. Перед полетом у Томаса до такой степени разболелась голова, что доктор отстранил его от полета. Вместо Томаса полетел Майрес.

Двое из экипажа, капитан Гайнерис и сержант Майрес, вполне могли наблюдать городки, в которых родились — Альбукерк и расположенный в 70 милях западнее Грантс.

Примерно в 30 милях восточнее на высоте 33000 футов в воздушном пространстве Альбукерка находился реактивный авиалайнер Convair 880 авиакомпании TWA с 73 пассажирами на борту; самолет выполнял рейс Нью-Йорк — Лос-Анджелес; командир экипажа лайнера — старший пилот Боб Гас. Гас доверился автопилоту, с удовольствием наблюдая то саванну, то небо, не забывая при этом время от времени бросать взгляд на приборную доску.

Северо-западнее горы Тейлор, примерно в 50 милях от Альбукерка, на своем ранчо занимался обычными делами фермер Флойд Ли.

Перехватом руководили с КП наведения истребителей-перехватчиков в Вест-Меса, шт. Нью-Мексико. Операторы отслеживали перехват как обычно: как вчера, как несколько дней назад, как всегда — в ожидании, когда, быть может, появится «большая птица» с красными звездами на крыле.

Словно две жадные летающие рыбы сверкнула на солнце пара F-100.

Ван Сок и Додд приступили к выполнению шестой и последней в этом полете учебной атаки. Процесс перехвата они выполнили безупречно. Внезапно Ван Сок ощутил, как самолет подбросило. Лейтенант увидел, как стартовала одна из подвешенных под левой плоскостью ракет. Стартовала в направлении одной из четырех «горячих» спаренных силовых установок В-52.

«Тревога!» — закричал Ван Сок по радио: «Одна моя ракета ушла...»

Возглас услышали в кабине В-52, но не сразу поняли, о чем идет речь. Когда «дошло», капитан Блогетт завалил огромный бомбардировщик на крыло, выкрутив штурвал до предела вправо. Вспышка озарила кабину бомбардировщика. Самолет получил сильнейшую перегрузку в вертикальной плоскости. Капитану Блогету не оставалось ничего другого, как воспользоваться катапультой.

Оглавление

Hosted by uCoz