Сэкономить на интеграции бортового комплекса самолета, отказавшись от двух опытных ЛА, изначально предназначенных именно для этих целей, оказалось возможно благодаря 98-процентному коэффициенту общности комплекса БРЭО и вооружения всех трех вариантов самолета, благодаря чему практически все работы можно провести на одном борту. Сэкономленные средства должны пополнить резервный фонд программы, составляющий около 10% от ее бюджета. Планируется увеличение объема исследований и летных испытаний на летающей лаборатории «CATbird», созданной на базе самолета Боинг-737 и оборудованной всеми системами и датчиками комплекса БРЭО F-35. В настоящее время ЛЛ находится на дооборудовании, в конце года на ней начнется отработка в полете интегрированной системы связи, навигации и идентификации и системы РЭБ. Большой объем работ по интеграции и доводке оборудования бортового комплекса будет проведен лабораториями фирмы в г. Форт-Уэрт, штат Техас.
«Коалиционные закупки» планируется начать на два года ранее, чем предполагалось до пересмотра программы. Фактически, первые машины будут поставлены до окончания приемо-сдаточных испытаний, а от правительства США потребуется утвердить бюджет закупок сразу на несколько лет вперед. При внесении этого достаточно рискованного предложения руководство «Локхид Мартин» апеллировало к опыту программы создания истребителя F-16, где подобный подход дал отличные результаты.
В международном аспекте программы существует значительный фактор неопределенности, т. к. некоторые страны - партнеры по программе начали всерьез задумываться о выходе из нее или об откладывании платежей за самолеты, которые будут ими закуплены в будущем, а другие, пока в устной форме, выражают желание в будущем в той или иной форме присоединиться. В связи с этим особенно важно, чтобы основной заказчик F-35, МО США, продолжило финансирование программы, чтобы не допускать сбоев в выполнении графика работ. При этом под угрозой оказался своевременный выпуск трех предсерийных образцов самолета палубного базирования F-35C. Финансирование, запланированное на 2009 ф. г., было перенесено на более поздние сроки в связи с тем, что у данного варианта нет заказчиков за рубежом. Руководство программы надеется вернуть срезанный объем финансирования в 2010 ф. г., так как затягивание поставки предсерийных образцов угрожает расколоть процесс интегрированных летных испытаний на два самостоятельных процесса, что неизбежно вызовет общее удорожание программы.
Первый пилот авиации морской пехоты США опробывает кабину F-35B
Другим экономическим вызовом программе стал график выпуска самолетов, расписанный по годам. Если в 2010 и в 2011 ф. г. запланирован выпуск, соответственно, 32 и 47 машин, то в 2012 ф. г. план выпуска резко возрастает до 118 машин. Изначально предполагалось, что ежегодно количество выпускаемых самолетов будет удваиваться вплоть до достижения промышленного темпа выпуска по самолету в день. Резкий перепад в темпе выпуска между 2011 и 2012 ф. г. вызовет значительные непроизводительные расходы на поставку дополнительной оснастки и привлечение квалифицированной рабочей силы. В частности, придется заказывать значительное количество дорогостоящей оснастки за 2 года до того момента, когда она реально понадобится. В идеале, по мнению Ч. Дэвиса, для оптимизации расходов следовало бы поднять планку выпуска самолетов в 2011 ф. г. до 60 единиц.
Стоимость единичного самолета — исключительно важный параметр, исходя из которого заказчики планируют свои расходы. Отпускная цена самолетов, производимых с низким темпом, в настоящее время вычисляется по прогнозируемому курсу доллара на 2014 г, с тем, чтобы потенциальные заказчики могли оценить масштаб цен на тот момент, когда самолеты будут реально готовы к отгрузке. В настоящее время, по словам Дэвиса, стоимость единичного самолета из второй партии ниже, чем прогнозировалось. Стоимость определяется в прогнозируемых ценах 2014 г., для модификации А она составит $70 млн. без двигателя, для СКВВП F-35B - $80 млн. без двигателя. Штаб-квартира программы весьма скептически относится к инициативе фирмы «Локхид Мартин» о предварительном сборе заказов на F-35 от всех стран - партнеров по программе с тем, чтобы, имея значительный портфель заказов, иметь возможность зафиксировать отпускную стоимость самолетов первых, самых дорогих, партий.
Аудиторы Конгресса США и правительственное Агентство по аудиту (АПА) констатируют, что программа Единого ударного истребителя отстает от графика на три года. Агентство по аудиту критикует дальнейшие планы реализации программы, называя их неадекватными, чересчур амбициозными и рискованными. Если штаб-квартира программы F-35 оценивает перерасход средств в 2,4 млрд. долл., то эксперты АПА называют цифру 7,4 млрд. долл.
Разработчики F-35 заявляют о том, что разработка ПО для БРЭО F-35 выполняется с 18-месячным опережением по сравнению с аналогичной программой истребителя F-22, а время, необходимое для отладки ПО в процессе летных испытаний, экономится за счет моделирования на компьютерах и тренажерах. В то же время АПА настаивает на том, что это моделирование не адекватно испытаниям в полете, а использование данных, полученных этим путем, рискованно.