Оглавление

В ряде работ опубликована фотография политинформации у самолета МиГ-3 с подписью: «Летом 1943 г. работы у пилотов 34-го ИАП было немного». Но, не уточняется, какой работы? Когда боевой работы немного, партийно-политической - через край. Но судя по всему, авторы это работой не считают.

Тем не менее, в июне из 35 полетов, в основном по маршруту Клин - Алферово, состоялись 4 боевых вылета на патрулирование над аэродромом и на перехват противника, в том числе:

11.06.43, Як-1, перехват противника, 1 полет, 1 час 11 минут, Сбил с-т пр-ка Ю-88, 6500 м.

Видимо, описание этого боя приводится в другой вырезке из многотиражки: «Рано утром посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) обнаружили в районе П. вражеский самолет. Это был фашистский разведчик. На перехват его вылетел старший лейтенант Урвачев. Летчика все время наводили на противника с земли. Встреча с разведчиком произошла на высоте 6500 метров. Трех атак советского летчика было достаточно, чтобы завершить бой победой истребителя.

В этом сражении старший лейтенант Урвачев увеличил свой счет сбитых фашистских самолетов до 11».

Под этой заметкой в газетной вырезке подверстана еще одна заметка: «В этот же день младшие лейтенанты Петухов и Гозин на высоте 7000 метров были наведены на «Юнкерс-88». После преследования и нескольких атак самолет противника был сбит лейтенантом Петуховым».

Сергей Гозин в том вылете погиб и, мне кажется, отец не мог простить случившегося Петухову. Дело в том, что Сергей обычно летал ведомым у отца, у которого, по его словам, за время войны было всего два ведомых и оба погибли при вылетах в паре с другими летчиками. Сам отец не потерял на войне ни одного ведомого. Об этом мне в 1997 г. в день похорон отца сказал один из летчиков Летно-испытательной станции вертолетного завода, где отец работал. Я спросил:

- Откуда это Вам известно?

- Среди летчиков такие вещи твердо знают, долго помнят и ценят больше, чем сбитые самолеты противника.

21 июня 6-й ИАК был преобразован в 1-ю воздушную истребительную армию в составе 317-й ИАД (в которую вошел 34-й ИАП), а также 318-й и 319-й истребительных авиационных дивизий. Командующим армии стал генерал-майор А.В. Борман, а с апреля 1944 г. А.И. Митенков.

В июле отец совершил 37 полетов: по маршруту Клин - Алферово, инструкторские и другие полеты, среди которых:

12.07.43, Як-1, сбитие аэростата, 1 полет, 40 минут, 1700 метров.

Аэростаты заграждения использовались в ПВО как препятствие для самолетов противника на высоте 2-3 тыс. метров. Иногда аэростат срывался с привязи и летчики-истребители получали задание сбить его. Эту работу они выполняли с удовольствием: хорошая тренировка и даже развлечение, но, главное - из серебристой прорезиненной оболочки аэростата можно было сшить шикарный плащ. Отец иногда вспоминал связанную с этим историю:

«Один такой соискатель плаща из нашего полка долго ждал счастливого случая и надоедал всем: «Не видел ли кто-нибудь сорвавшийся аэростат?». Наконец случай представился и он, упросив командира полка, вылетел «на сбитие аэростата». Вернулся он с пустыми патронными ящиками и злой:

-  Заколдованный попался! Улетел, гад!

В тот же вечер в летной столовой я оказался за столом с тремя незнакомыми летчиками странного вида — пожилыми и даже седыми, но с погонами старших лейтенантов, которые раздраженно обратились ко мне:

-  Наверное, ты из «таких-растаких» пилотов Як-1?

-  Да, а вы-то из «каких-этаких»? Оказалось, что это штатские воздухоплаватели, призванные в ВВС, чтобы летать для какой-то военной надобности на дирижаблях и аэростатах. По их словам, днем они мирно проплывали на аэростате, когда на них напал Як-1 с нашего аэродрома. Несмотря на отчаянные сигналы: «Здесь люди! Свои!!!», он произвел несколько заходов, поливая их огнем.

-  К нашему счастью этот летчик оказался истребителем не ахти каким. Видно, расстрелял весь боезапас, а мы отделались только несколькими дырками в оболочке. Все равно до своей площадки не дотянули и сели здесь неподалеку. Так это был не ты?

После моих заверений, что если бы они попались мне, то так бы легко не отделались, мы дружески выпили каждый свои сто грамм и мирно поужинали».

В конце июля был произведен первый вылет на новом типе самолета:

31.07.43, Як-9, Химки - Клин, 1 полет, 15 минут.

Наиболее массовый фронтовой истребитель Як-9, выпускался серийно с октября 1942 г. Он отличался простотой и надежностью, легкостью в управлении, высокими летными данными и мощным вооружением: одна пушка и два крупнокалиберных пулемета.

Известно, что 7 июля 1943 состоялся последний в этой войне воздушный бой в небе Москвы. Впрочем, немецкие разведчики еще год появлялись над Москвой и летчики ПВО совершали вылеты на их перехват, в которых участвовал и отец:

24.08.43, Як-9, перехват противника Гжатск - Вязьма - Сычевка - Ржев - Торжок - Волоколамск, 1 полет 2 посадки, 1 час 20 минут, высота 8000 метров.

24.08.43, Як-9, перехват противника Волоколамск - Ржев - Оленино - Волоколамск, 1 полет, 57 минут, высота 7000 метров.

То есть, отец почти три часа гонялся по всей округе за каким-то высотным разведчиком, на который его, видимо, никак не могли навести.

В этот же день еще три вылета: учения по взаимодействию со световыми прожекторными полями, облет самолета и полеты по маршруту Клин - Алферово. Всего в августе совершено 49 полетов с общим налетом 20 часов.

В сентябре в летной книжке появляется запись о награде:

1.09.43 г. За проявленное мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками Орден Отечественной войны 1 степени. Приказ войскам ЗФ (Западного фронта) от 1.9.43.

В связи с этим отец говорил: «Летчики считали, что командование, наверное, решило не снижать раздачей достоинство БКЗ (так летчики называли орден Боевого Красного Знамени), который мы уважали, и поэтому вместо повторного награждения этим орденом нам  стали вручать за те же заслуги вновь учрежденный орден Отечественной войны».

Оглавление