Оглавление

Затем до конца года в течение сентября - декабря следует облет самолетов, перелеты из Клина в Тушино, Павлово, Алферово, летно-тактические учения, облет световых полей прожекторов. Среди этих полетов:

29.09.43, У-2, розыск самолета, 1 полет, 1 час 19 минут, высота 200 м.

В ноябре после одного полета из Клина в Рязань:

11.11.43, У-2, перелет Клин — Рязань, 1 полет, 2 часа 35 минут, обратный путь из Рязани в Клин закончился не начавшись:

12.11.43, У-2. Поломка: При взлете с площадки Борки после отрыва от земли мотор сбавил обороты до 1300-1400. Самолет начал проваливаться. Ввиду отсутствия Н и скорости (V=60-70 км/час, Н = 1,5-2 м) разворот произвести было нельзя. С-т зацепился шасси за изгородь дома, а правой нижней плоскостью — за крышу дома и развернулся на 90 градусов. Экипаж невредим.

По словам отца в этом летном происшествии больше всех пострадала корова хозяев дома, на который упал его самолет. От пережитого стресса она перестала давать молоко.

В конце года опять вылет на новом типе самолета:

23.12.43, Р-39, по кругу, 2 полета, 19 минут, высота 400 метров.

23.12.43. Вылетел самостоятельно на самолете Р-39 (аэрокобра) с оценкой отлично. Командир 34 ИАП Александров.

На этих самолетах с января 1943 г. и до конца войны летал и успешно воевал будущий трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин и его 9-я гвардейская истребительная авиадивизия. Это, видимо, подтверждает известные в авиации истины, что из самолетов различных типов лучший тот, в котором лучше пилот, и что воюют не самолеты, а летчики.

В конце первого тома летной книжки отца находится Лист сбитых самолетов противника.

Всего сбито в одинн. возд. боях — 4, в групповых — 7.

Нач. штаба 34 ИАП майор Фирсов

Это так называемые «подтвержденные победы», то есть зафиксированные в официальных документах. В уникальном справочнике «Советские асы. 1941-1945. Победы сталинских соколов», основанном на результатах многолетней работы в архивах Минобороны России, отмечается: «Подтвержденные победы» по множеству причин в ряде случаев, если не в большинстве - это совсем не одно и то же, что реально сбитые самолеты противника».

О боевых счетах советских и немецких летчиков-истребителей

В конце 80-х годов «историки» из числа вольных журналистов и людей других «свободных» профессий стали широко публиковать в отечественных средствах массовой информации сведения о том, что десятки немецких асов, которых, кстати, сами немцы называли «экспертами», имели на своем счету по 200 - 300 сбитых самолетов противника. При этом с каким-то особым сладострастием отмечалось, что эти «победы» одержаны в основном на восточном фронте.

Досадно уделять много места обсуждению вопросов, прямо не связанных с темой записок, но эти публикации задевают профессиональную честь и достоинство и моего отца, и его друзей-однополчан, как летчиков-истребителей, представляя их победы ничтожными по сравнению с «достижениями» экспертов люфтваффе. Поэтому сведения об этих «достижениях», требуют подробного разбора по существу с учетом реальных обстоятельств и объективных данных.

Следует сказать, что авиационное сообщество до сих пор признает установленный еще в Первую мировую войну критерий отнесения летчика к асам, который американский исследователь М. Спик формулирует так: «По определению, асом считается летчик-истребитель, уничтоживший в воздушных боях не менее пяти вражеских самолетов. Этого, на первый взгляд, скромного результата удавалось добиться едва ли одному из двадцати пилотов».

В Советском Союзе эти неформальные критерии были фактически признаны официально: в соответствии со статусом ордена Боевого Красного Знамени к награждению им представлялись летчики-истребители, сбившие лично 5 самолетов противника. За 10-15 сбитых самолетов летчики представлялись к званию Героя Советского Союза. Самый результативный летчик ВВС РККА, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб сбил 62 самолета противника и еще 6 советских пилотов одержали 50 и более побед. Наиболее выдающиеся летчики-истребители Великобритании и США имели на своем счету от 20 до 40 сбитых самолетов противников.

С учетом сказанного, 352 победы лучшего эксперта люфтваффе Эриха Хартмана, а также 250 и более побед на счету еще у 10 немецких пилотов не имеют никакого рационального объяснения, кроме заявления Адольфа Гитлера: «Искусство боев в воздухе истинно германская привилегия. Славяне никогда не смогут им овладеть». Предполагаю, что количество «побед» летчиков люфтваффе не объяснялось этим откровением фюрера, а подгонялось под него немецкими штабистами и пропагандистами.

№ п/п

Дата

Вид боя

Район боя и тип сбитого с-та противника

Подтверждние

1.

05.10.41

Одиночный

В р-не г. Ржева сбил Ме-110

Посты ВНОС

2.

24.10.41

Одиночный

В р-не Тучково сбил Me-109

Посты ВНОС

3.

27.10.41

Звеном

В р-не Дорохово сбил Хе-111

Опер. св. 6 ИАК №01060

4.

14.11.41

Одиночный

В р-не Подольска сбил Ме-110

Посты ВНОС

5.

19.02.42

Звеном

В р-не Батюшково сбил Ю-88

Л-т Байков

6.

23.02.42

В паре

В р-не Некрасово сбил Ме-110

Опер. сводка 6 ИАК

7.

28.02.42

Групповой

В р-не Русиново сбил Me-110

Опер. сводка 6 ИАК

8.

09.03.42

Групповой

В р-не Добрая Рупасово сбил бомбардировщик

Штаб 6 ИАК

9.

19.03.42

Групповой

В р-не ст. Уваровка сбил Ме-110

10.

10.03.43

В паре

В р-не Сычевка сбил Ю-88

Назем. войска и жит.

11.

11.06.43

Одиночный

В р-не Холопово (25 км южнее Юж.-Болт) сбил с-т пр-ка Ю-88

Наземн. Войска и посты ВНОС

Оглавление

Hosted by uCoz