Поэтому мы над самыми верхушками деревьев развернулись, зашли с другой стороны, перед самой поляной сделали горку и увидели такую картину: самолет стоит хвостом кверху, уткнувшись носом в землю, а по полосе от него бегут два немецких офицера, высоко вскидывая ноги и перебирая руками. Сверху это выглядело так комично, что я не выдержал и рассмеялся. Конечно, надо было добавить в эту картину еще одну пулеметную очередь, но какая может быть война, когда смешно, и я не нажал гашетку. А «эрликоны» затявкали нам вслед, когда мы были уже далеко». Я спросил отца:
- Тебе записали на счет этот «Шторх» - «Хеншель»?
- А я и не докладывал, что его атаковал. В разведке запрещено ввязываться в какие-либо боевые действия. Да и кто подтвердит? Свидетельства ведомого было недостаточно.
С октября 1943 г. 34-й ИАП, так же как 317-я ИАД и 1-я воздушная армия ПВО, в состав которых он входил, официально были исключены из состава Действующей армии, хотя налеты отдельных самолетов противника на Москву продолжались. Но первый том летной книжки закончился и был заведен второй.
Личная летная книжка капитана Георгия Николаевича УРВАЧЁВА
Начата - 3 января 1944 г., закончена - 21 февраля 1947 г.
1944 год
В январе-апреле, согласно летной книжке, полеты выполнялись только инструкторские, тренировочные, на буксировку конуса, облет самолетов, а также перелеты в Алферово, Монино, Чкаловское, Калинин, Ржев и Дядьково.
Одновременно осваивается новый тип самолета:
03.03.44, Ла-5, упр. 5 КБП-44, 2 полета, 13 минут, 400 метров.
В разделе «9. Поверка техники пилотирования» отмечено:
03.03.44, Вылетел самостоятельно на самолете Ла-5 с оценкой «Отлично». Командир 34 ИАП подполковник Александров.
В конце апреля выполнены три полета на этом истребителе для прикрытия железной дороги и железнодорожной станции, а в мае - три последних боевых вылета в Отечественной войне:
01.05.44, Ла-5, прикрытие ж/д, 1 полет, 28 минут, 2000 метров;
01.05.44, Ла-5, перехват пр-ка, 1 полет, 38 минут, 4000 метров;
15.05.44, Ла-5, патрулирование, 1 полет, 25 минут, 7000 метров.
Кроме того, в соответствующем разделе летной книжки новая запись:
01.05.44, За участие в героической обороне Москвы — Медаль «За оборону Москвы», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.03.44.
В этом томе летной книжки в разделе «1. Годовые итоги налета» наряду с подробной росписью по типам самолетов количества полетов и налета, подведены итоги боевой работы по годам. Всего в 1941-1944 г.г. отец совершил 472 боевых вылета на патрулирование, прикрытие объектов и своих войск, на перехват противника, разведку и штурмовые действия, на охоту. В ходе этих вылетов он провел 22 воздушных боя, сбил 4 самолета противника лично и 7 в групповых воздушных боях
Видно, что он внес достойный вклад в боевую работу 34-го ИАП, на счету которого 4500 боевых вылетов, около 500 воздушных боев и 125 сбитых самолетов противника. Это 15% всех воздушных побед 6-го ИАК, притом, что на полк приходилось едва 4% всех сил и средств корпуса, в составе которого уже к августу 1942 г. были 21 полк и 700 истребителей.
Существенно для оценки боевой работы летчиков 34-го истребительного авиационного полка то, что она в основном пришлась на наиболее тяжелый период войны в 1941-1942 годах. По словам трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина: «Кто в сорок первом - сорок втором годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». Александр Иванович знал, что говорил, так как прошел эту войну буквально от первого до последнего дня.
О летчиках 34-го ИАП и результатах их боевой работы
Заслуживают внимания индивидуальные результаты боевой работы летчиков 34-го ИАП. В списке 320 наиболее результативных советских летчиков-истребителей Великой Отечественной войны значатся 14 летчиков 34-го полка с указанием количества сбитых самолетов противника (лично/в группе):
Александров Николай Александрович | 7/1 |
Байков Сергей Дмитриевич |
5/6 |
Букварев Константин Петрович |
2/5 |
Киселев Виктор Александрович |
7/4 |
Коробов Виктор Федорович |
9/8 |
Лукьянов Анатолий Григорьевич |
8/5 |
Мирошниченко Николай Федорович |
4/3 |
Найденко Михаил Макарович |
7/14 |
Платов Сергей Иванович |
6/9 |
Потапов Александр Николаевич |
2/3 |
Сельдяков Юрий Сергеевич |
3/6 |
Тараканчиков Николай Егорович |
5/8 |
Урвачев Георгий Николаевич |
4/7 |
Щербина Николай Григорьевич |
7/14 |
Это почти половина летного состава полка по штату, что удивительно, так как по данным мировой статистики за всю историю авиации более 80% летчиков-истребителей, принимавших участие в боевых действиях, вообще не сбили ни одного самолета противника!
Герой Советского Союза Е.Г. Пепеляев, который в Корее, сбил 20 самолетов противника, так объясняет это обстоятельство: «В воздушном бою, как в спортивных играх, имеются «нападающие» и «защитники». «Нападающие», ведущие групп, должны «забивать», то есть сбивать самолеты противника, а все остальные летчики ... обязаны обеспечить безопасность своих «нападающих». Поэтому в истребительном полку сбивают периодически - 1-2 человека, эпизодически -3-4 человека, а остальные летчики сбивают самолеты противника очень редко, а некоторые из них вообще не сбивают».
Кроме того, чтобы правильно оценить результаты летчиков 34-го ИАП ПВО Москвы, следует иметь в виду замечание историка советской истребительной авиации М. Быкова: «...необходимо учитывать, что специфика применения истребительной авиации предоставляет воздушным бойцам неравные условия для самореализации. Не все летчики-истребители имели возможность отличиться - гораздо меньше шансов наращивания боевого счета имели истребители ПВО...».