Оглавление

Чтобы закончить тему о наградах, следует сказать, что отец гордился своими двумя боевыми орденами, даже по внешнему виду которых знающий человек мог сразу определить, что они получены в не щедрое на награды время. Орден Боевого Красного Знамени у него был «на винте», без колодки для орденской ленточки, а Орден Отечественной войны 1-й степени, наоборот, был, в отличие от более поздних серий, на колодке с красной ленточкой, как у звезды Героя Советского Союза.

В последующие годы он был награжден и другими орденами. Однако отец не считал их боевыми, как и свою медаль ЗБЗ - так, по его словам, летчики называли медаль «За боевые заслуги». Ценил он медаль «За оборону Москвы», остальные называл пятаками, но, думаю, в этом было больше бравады, чем иронии или сарказма.

1945 год

С начала года до апреля опять инструкторские и тренировочные полеты.

В апреле полетов нет - полк получил приказ сворачиваться, грузиться на эшелоны и перебазироваться. Куда? Никто точно не знал. Предполагали, что в Югославию. После первого дня пути стало ясно, что «поезд идет на восток». На Дальний Восток.

FaFkBook017.jpg

Наблюдают за вылетевшим на перехват «по зрячему» (Г. Урвачев слева)

День победы 9 мая 1945 г. 34-й ИАП встретил в Приморском крае на аэродроме в г. Спасск-Дальний в составе 147-й истребительной авиационной дивизии. Через пять дней первый вылет на этом аэродроме:

14.05.45, Ла-5, Упр 5, 47 КБП-45, 1 полет, 1 час 20 минут.

После этого интенсивные тренировки по курсу боевой подготовки, перегон и облет самолетов, а также перелеты, очевидно, для знакомства с районом базирования. Через месяц вылет на новом типе самолета:

13.06.45, Ла-7, перегон с-та Спасск - Хвалынка, 1 полет, 15 мин.

Многие специалисты считают Ла-7 лучшим советским истребителем времен войны, вершиной конструкторской мысли в этой области.

Вместе с тем, этот самолет страдал болезнью всех самолетов конструкции С.А. Лавочкина с двигателями воздушного охлаждения - высокой температурой в кабине. Вернее, страдали от этого летчики - летом при максимальных оборотах двигателя температура в кабине самолета поднималась до 50 градусов. Это конечно лучше, чем на Ла-5, где температура в кабине достигала 60 градусов.

На одной из сохранившихся у отца фотографий сидят и стоят 37 молодых мужчин, почти все - лейтенанты, редко у кого на груди орден или медаль (эти воевали). На лицевой части фотографии надпись: «Накануне войны с Японией 1945 г. VIII м-ц. Аэродром Хвалынка гор. Спасск - Дальний. На фото: летчики-истребители 34 ИАП ПВО. Готовы к боевым действиям на с-тах Ла-7. В первом ряду в шинели к-р полка Забабурин Василий Иванович».

Рядом с командиром полка, наверное, командиры эскадрилий: слева — два майора и справа — капитан с планкой орденских ленточек над карманом гимнастерки. Это мой отец, ему нет еще и 25-ти лет. На обороте фотографии еще одна надпись: «Однополчанину, боевому комэску Урвачеву Г.Н. на добрую память о совместной службе в 34 ИАП ПВО. С уважением В.И Забабурин».

С 9 августа 1945 г. 34-й ИАП снова в составе Действующей армии и в летной книжке под словами «Боевые вылеты» записано:

09.08.45, Ла-7, патрулирование над объектами, 2 полета, 2 часа 10 минут;

10.08.45, Ла-7, свободная охота и разведка территории противника, 1 полет, 51 минута.

Оглавление