В 1937 году Генрих Фокке вместе с пилотом Гердом Ахгелисом образовал фирму «Фокке-Ахгелис», специализировавшуюся на разработке вертолетов. Вскоре фирма приступила к разработке новой машины двухвинтовой поперечной схемы Fa 223. Вертолет Fa 223 «вырос» из вертолета Fw 61, но отличался от него большими размерами и грузоподъемностью. Fa 223 имел один поршневой двигатель, размещенный в центральной части фюзеляжа самолетного типа, большую, хорошо остекленную шестиместную кабину в носовой части. Высотный ПД BMW «Фафнир» мощностью 1000 л.с. обеспечивал через трансмиссию работу двух трехлопастных несущих винтов диаметром 12 м, установленных на ферменных пилонах.
Первый опытный вертолет Fa 223 прошел 100-часовые испытания на привязи в 1939 году. Первый полет (летчик Карл Боде) вертолета состоялся 12 июня 1940 года. В том же 1940 году, 26 и 28 октября, в испытательном центре Люфтваффе вертолет (взлетная масса его составляла 3705 кг, а масса полезной нагрузки — 1284 кг), пилотируемый Карлом Боде, показал рекордную скорость 182 км/ч и высоту полета 7090 м. Однако эти результаты не были зарегистрированы как мировые рекорды, время для этого было неподходящее — в Европе уже шли военные действия, началась Вторая мировая война.
Испытания вертолета продолжились в начале 1943 года. Их целью было исследование работы Fa 223 на режиме авторотации. В одном из полетов впервые на втулке несущего винта вертолета была установлена кинокамера для регистрации махового движения лопастей и вторая кинокамера - на приборной доске. Полет, к несчастью, закончился катастрофой, повлекшей за собой гибель инженера-испытателя Гейнца Бара. Выполнив автоматические переходы на режиме самовращения при скоростях 40, 60, 80 и 100 км/ч, пилот попытался произвести переход при скорости 140 км/ч на высоте 1500 м. Однако маневр не удался: вертолет из-за разрушения правого пилона начал падать. Карл Боде покинул вертолет на парашюте, когда аппарат потерял 700 м высоты, а инженер-испытатель не смог выбраться из кабины.
В июне 1943 года состоялись показательные полеты вертолета Fa 223 для высшего руководства Германии и лично Адольфа Гитлера. Демонстрировались возможности вертолета по перевозке различных тяжелых грузов, таких, как автомобиль-вездеход, понтоны для наведения моста и др. Fa 223 доставлял грузы на площадку в Альпах, расположенную на высоте 2320 м. Таким образом одновременно демонстрировалась возможность эксплуатации вертолета в высокогорных условиях. После успешного показа достоинств машины в 1944 году было принято решение заказать первую партию из 30 вертолетов Fa 223 в четырех вариантах: транспортном, противолодочном, поисково-спасательном и разведчика-корректировщика. Однако серийное производство так и не было налажено: война закончилась поражением гитлеровской Германии. Часть построенных вертолетов Fa 223 досталась Великобритании, США и Франции, где их использовали для подготовки летчиков. Во Франции Fa 223 был модернизирован и испытывался в 1947-1950 гг. под обозначением SE 3000.
Вертолет Fw 61, управляемый Ханной Райч, в рекламном полете в закрытом помещении
Вертолет Fa 223 во время испытания в горох
В летных испытаниях вертолетов Fa 223 в 1940-1945 гг. были достигнуты следующие официальные результаты:
- максимальная скорость полета при взлетной массе 3705 кг - 182 км/ч;
- максимальная высота полета - 7090 м;
- максимальная взлетная масса при вертикальном взлете с максимальной перевозимой нагрузкой 1284 кг - 4414 кг;
- максимальная высота при выполнении вертикальных взлета и посадки — 2320 м, максимальная продолжительность полета - 1 ч 42 мин.
Успешные летные испытания вертолетов Fw 61, а затем Fa 223 и установление на них ряда мировых рекордов вызвали большой интерес к двухвинтовой поперечной схеме. В СССР академиком Б.Н. Юрьевым совместно с главным конструктором И.П. Братухиным были начаты исследования, а затем и разработка вертолета двухвинтовой поперечной схемы «Омега». В отличие от Fw 61 и Fa 223, на нем были установлены в отдельных гондолах два ПД. Первый полет вертолет совершил в августе 1941 года, положив начало семейству серийно производившихся вертолетов Г-3 и Г-4, а затем вертолетов Б-5, Б-10 и Б-11.
Американские авиаконструкторы Л. Лепейдж и И.И. Сикорский, видевшие вертолет Fw 61 в 1937-1938 гг. в небе, по достоинству оценили его возможности и смогли заинтересовать членов конгресса США перспективами развития винтокрылой техники. Правительство США выделило средства на создание первых вертолетов для армейской авиации.