Предыдущая Оглавление Следующая

Вертолет SA.341 «Газель»

Легкий многоцелевой вертолет SA.341 «Газель», построенный в 1969 году во Франции, отвечал этим требованиям. От своего предшественника — вертолета «Алуэтт II» он отличался более высокими аэродинамическими характеристиками, основной же особенностью новой машины стало использование вместо обычного рулевого винта многолопастного вентилятора, получившего название «фенестрон». Первый полет вертолета состоялся в 1969 году.

В мае 1971 года шеф-пилот фирмы «Аэроспасьяль» Деннис Прост и второй пилот Жан-Мари Бесс на вертолете «Газель» установили три мировых рекорда скорости полета в подклассе Е-1с: на базе 3 км - 310 км/ч, на базе 15-25 км - 312 км/ч, на базе 100 км — 295 км/ч. Тем самым были превышены рекорды американского вертолета Хьюз ОН-6А, установленные в 1966 году.

Вертолет SA.341 имел ГТД «Астазу» фирмы «Турбомека» мощностью 600 л.с. Для выполнения рекордных полетов вертолет был специально модифицирован: с целью уменьшения вредного сопротивления на кабане и втулке несущего винта были установлены специальные обтекатели, на стойках лыжного шасси — профилированные обтекатели, выполненные из изогнутых труб. Эти мероприятия позволили увеличить скорость вертолета на 20 км/ч. В рекордном полете в течение непродолжительного времени ГТД развивал мощность 610-650 л.с, превышающую максимальную расчетную мощность. Мощность, потребляемая при этом фенестроном, составила 13 л.с. - всего 2% развиваемой мощности. Этому способствовало создание вертикальным оперением значительной аэродинамической боковой силы, а также увеличение тяги самого фенестрона, заключенного в кольцевой канал.

Вертолеты «Газель» производились большой серией: было построено более 1200 аппаратов. Они широко использовались и военными, и гражданскими эксплуатантами во Франции, Великобритании и других странах. В 1 984 году на вертолетах SA.341 «Газель» были установлены новые мировые рекорды в полете по маршруту Париж — Лондон — Париж. Расстояние в 343,7 км до столицы Великобритании вертолет преодолел за 1 ч 23 мин со средней скоростью 248,4 км/ч, на обратный путь (344,5 км) ему понадобился 1 ч 21 мин 55 с, средняя скорость полета составила 252 км/ч. Нужно отметить, что погода не благоприятствовала полету: высота нижней кромки облачности составляла 30 м, горизонтальная видимость - 300 м. Полет проходил на средней высоте 23 м, а над английской территорией — на высоте 60 м.

HelRecHi112.jpg

Вертолет SA.341 "Газель"

Вертолет AS.360 «Дофэн»

Для замены легких многоцелевых вертолетов «Алуэтт III» фирмой «Аэроспасьяль» был разработан новый вертолет AS.360 «Дофэн». Первый полет он совершил в 1972 году. Вертолет имел четырехлопастный несущий винт с эластомерными шарнирами и стреловидными законцовками лопастей и был снабжен фенестроном в вертикальном оперении. Шасси на серийном вертолете убиралось в фюзеляж. Вертолет имел два ГТД. Предполагалось, что он может перевозить до 10 пассажиров. Было построено 600 вертолетов для военного и гражданского применения. На опытном вертолете AS.360 15—17 мая 1973 года пилоты фирмы «Аэроспасьяль» Роланд Коффино и Рене Стивене установили три мировых рекорда скорости полета в подклассе E-1d:
-  по замкнутому маршруту протяженностью 100 км - 299 км/ч;
-  на базе 3 км - 312,2 км/ч ;
-  на базе 15-25 км - 303 км/ч.

Через семь лет, 8 февраля 1980 года, серийный вертолет «Дофэн II», оснащенный двумя ГТД «Ариэль 1А», развивающими максимальную мощность 675 л.с. каждый, совершил перелет по маршруту Париж — Лондон — Париж. В этом полете были улучшены рекорды скорости, установленные в январе 1980 года на вертолете S-76 фирмы «Сикорский». Вертолетом управлял летчик Бернар Паскет, на борту вертолета было шесть пассажиров. Расстояние до Лондона было покрыто за 1 ч 3 мин 30 с со средней скоростью 321 км/ч. Обратный полет длился 1 ч 12 мин 9 с при средней скорости 283 км/ч. Полет проходил при неблагоприятных метеорологических условиях - скорость встречного ветра доходила до 28 км/ч.

HelRecHi113.jpg

Вертолет AS.360 "Дофэн"

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz