Предыдущая Оглавление Следующая

Благодаря жесткому несущему винту вертолеты Во. 105 имеют высокую маневренность, что позволяет им выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петли Нестерова.

Пилоты фирмы «Бельков» Зигфрид Хофман и Адам Телеки 20 апреля 1974 года на серийном Во.105 с двумя ГТД «Аллисон» 250-С-20 мощностью по 320 л.с. преодолели 1714,837 км, установив тем самым мировой рекорд дальности полета по прямой в подклассе легких вертолетов E-1d. Вертолет имел дополнительные топливные баки, установленные в кабине.

В марте 1975 года начались испытания экспериментального скоростного вертолета Bo.105HGH с дополнительным среднерасположенным крылом. Целью программы испытаний являлось изучение характеристик управляемости вертолета с жестким несущим винтом при больших скоростях. Во время испытаний в пикировании с высоты 1500 м была достигнута приборная скорость 404 км/ч.

Вертолеты А.109 фирмы «Агуста»

Итальянская фирма «Агуста», производившая по лицензии американские машины Белл 47 и Белл 206, разработала и построила в 1971 году свой собственный легкий многоцелевой вертолет А.109 «Ирундо». Он имел четырехлопастный несущий винт с шарнирным креплением лопастей, два ГТД, более совершенный по аэродинамике фюзеляж с убирающимся шасси. Вдвое больший по грузоподъемности, чем Белл 206, вертолет А.109 мог перевозить 6 пассажиров. Построено более 580 вертолетов для гражданского и военного применения.

На пассажирском вертолете А.109А 23 июля 1981 года было установлено два новых рекорда скороподъемности: высота 3000 м достигнута за 4 мин 47,8 с (предыдущий рекорд 8 мин 51,2 с был установлен в 1980 году на советском вертолете Ка-26), высота 6000 м - за 12 мин 3,8 с при скорости набора высоты 5,07 м/с. В этом же полете была достигнута рекордная высота - 6100 м, на 770 м превысившая рекорд вертолета Ка-26, установленный в 1980 году. Рекордный полет совершил экипаж из двух человек (пассажирские кресла были демонтированы). Вертолет имел два ГТД по 450 л.с. каждый.

HelRecHi116.jpg

Легкий вертолет А.109

Вертолеты «Линкс» фирмы «Уэстленд»

Фирма «Уэстленд» предложила для легкого многоцелевого вертолета «Линкс», созданного в 1971 году, другую схему бесшарнирного несущего винта. Четырехлопастный жесткий несущий винт имел цельнометаллические лопасти, маховое движение которых осуществлялось с помощью стальных упругих элементов, играющих роль горизонтальных шарниров. Он обеспечивал создание больших моментов управления и высокую маневренность вертолета. На вертолетах «Линкс» выполнялись фигуры высшего пилотажа, включая бочки и петли Нестерова. Однако из-за большой стоимости эти вертолеты не получили широкого распространения.

HelRecHi117.jpg

Рекордный вертолет "Супер Линкс"

На опытном вертолете WG.13 «Линкс» 20 июня 1972 года был установлен мировой рекорд скорости в полете по прямой на базе 15-25 км - 321,74 км/ч. Через два дня, 22 июня, вертолет WG.13, пилотируемый Леонардом Моксамом, пролетел по замкнутому маршруту протяженностью 100 км на скорости 318,504 км/ч, установив новый мировой рекорд для вертолетов взлетной массой 3000-4500 кг. Напомним, что прежний рекорд скорости - 265,4 км/ч был установлен в 1964 году на вертолете UH-1D «Ирокез».

На модифицированном демонстрационном вертолете «Супер Линкс» шеф-пилот фирмы «Уэстленд» Джон Эггинтон 11 августа 1986 года установил абсолютный мировой рекорд скорости на базе 15 км - 400,87 км/ч. Тем самым он на 32,4 км/ч превысил предыдущий рекорд, достигнутый в 1975 году на советском вертолете А-10 (Ми-24).

Для рекордного полета на вертолете «Супер Линкс» был установлен новый несущий винт, позволявший развивать силу тяги на 30-40% больше, чем прежний. Лопасти винта, изготовленные полностью из композиционных материалов, отличались значительной круткой и расширяющимися стреловидными законцовками.

Вертолет «Супер Линкс» имел два ГТД «Роллс-Ройс» GEM531, общей мощностью 2450 л.с., за счет впрыска в камеру сгорания водно-метаноловой смеси, что позволило увеличить мощность двигателя и тягу винта на 360 кг. На вертолете были установлены усиленная трансмиссия и оперение от более тяжелого вертолета W.30. Для улучшения аэродинамики планера было сокращено число наружных подвесок. Комлевые части лопастей несущего винта были закрыты обтекателями.

HelRecHi118.jpg HelRecHi119.jpg HelRecHi120.jpg

HelRecHi121.jpg HelRecHi122.jpg HelRecHi123.jpg

HelRecHi124.jpg HelRecHi125.jpg HelRecHi126.jpg

Выполнение бочек на вертолете "Линкс"

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz