Предыдущая Оглавление Следующая

Вертолет S-76 фирмы «Сикорский»

Специально для гражданского применения фирмой «Сикорский» был разработан многоцелевой вертолет S-76, совершивший первый полет 13 марта 1977 года.Вертолет имел фюзеляж самолетного типа с большим вертикальным оперением и убирающееся шасси. Машина отличалась от своих «собратьев» наиболее совершенной аэродинамикой. Два ГТД 250-С30 «Аллисон» по 650 л.с. каждый при расчетной взлетной массе вертолета 4440 кг обеспечивали высокую энерговооруженность для полета с большой крейсерской скоростью. Во время летных испытаний на вертолете выполнялись фигуры высшего пилотажа, в том числе и петли Нестерова.

HelRecHi127.jpg

Многоцелевой вертолет S-76

Вертолеты S-76 вмещали до 12 пассажиров и успешно использовались для междугородного сообщения. В январе 1980 года на S-76 были предприняты попытки установления новых мировых рекордов скорости в полете по маршрутам Нью-Йорк — Вашингтон — Нью-Йорк и Нью-Йорк — Бостон. Первую половину первого маршрута - 329 км - вертолет преодолел со средней скоростью 278,44 км/ч, средняя скорость на обратном пути составила 284,88 км/ч. Расстояние 302 км от Нью-Йорка до Бостона вертолет пролетел со средней скоростью 262,34 км/ч, а обратно - 278,44 км/ч. В январе 1980 года на вертолете S-76 были показаны рекордные скорости полета по маршруту Лондон — Париж — 272,8 км/ч и 286,49 км/ч на обратном пути из столицы Франции в столицу Великобритании. Однако продержались эти рекорды недолго: уже в феврале были перекрыты французами на вертолете AS.365N «Дофэн».

В сентябре 1980 года на вертолете S-76 был совершен беспосадочный полет по маршруту Чикаго - Нью-Йорк. Вертолет пролетел 1147 км за 3 ч 27 мин со средней скоростью 332 км/ч. Отмечалось, что во время этого полета была осуществлена самая большая по дальности междугородная связь. На вертолете установили дополнительные топливные баки и систему навигации «Омега» фирмы «Норден». Несколькими днями раньше вертолет S-76 перелетел из Денвера в Канзас-Сити, покрыв расстояние 898 км за 3 ч 14 мин со средней скоростью 293 км/ч.

Позже, в период с 4 по 9 февраля 1982 года, на вертолетах S-76 было установлено и зарегистрировано 12 мировых рекордов. В рекордных полетах участвовали пять летчиков-испытателей фирмы «Сикорский»: Боб Грим, Томас Дойл, Уильям Крамер, Николас Лаппос и Дэвид Райт. Полеты проводились на серийных S-76 со стандартным оборудованием. Масса пустого вертолета составляла 2392 кг, что позволило зарегистрировать рекорды сразу в трех подклассах: E-1d для вертолетов со взлетной массой 1750-3000 кг, Е-1e для вертолетов со взлетной массой 3000-4500 кг и в общем для всех подклассе Е-1.

В подклассе E-1d это были рекорды:
-  скорости полета на базе 3 км - 335,5 км/ч (предыдущий рекорд - 312,2 км/ч, AS.360 «Дофэн», 1973 год);
-  скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 100 км - 331,22 км/ч (предыдущий — 299 км/ч, AS.360 «Дофэн», 1973 год);
-  времени набора высоты 3000 м - 3  мин 11 с (предыдущий результат - 4  мин 47,8 с, вертолет А.109, 1981 год);
-  времени набора высоты 6000 м - 8 мин 37,3 с (предыдущий рекорд - 12 мин 3,8 с, А.109, 1981 год);
-  высоты — 7940 м (предыдущий — 6100 м, вертолет А.109, 1981 год).

В подклассе Е-1е:
- скорости полета на базе 3 км - 340,48 км (предыдущий результат - 278,41 км/ч, Белл UH-1D, 1964 год);
-   скорости полета на базе 15-25 км - 340,40 км (предыдущий результат - 321,74 км/ч, вертолет «Линкс», 1972 год);
-   скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 100 км - 334,688 км (предыдущий результат - 318,504 км/ч, вертолет «Линкс», 1972 год);
-   скорости полета по замкнутому маршруту длиной 500 км - 345,75 км (предыдущий результат - 277,02 км/ч, Белл UH-1D, 1964 год);
-   скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км - 305,10 км/ч (прежний результат - 266,11 км/ч, Белл UH-1D, 1964 год).

В общем классе Е-1 был установлен рекорд скорости полета по замкнутому 500-километровому маршруту - 345,75 км (предыдущий рекорд - 331,023 км/ч, советский вертолет А-10 (Ми-24), 1975 год).

В 1985 году на вертолетах S-76 были установлены новые мировые рекорды. Они были подготовлены в сотрудничестве с известной двигателестроительной фирмой «Аллисон» — лидером производства легких ГТД для вертолетов и самолетов. В рекордных полетах участвовали шеф-пилот фирмы «Аллисон» Джек Швейболд и летчики-испытатели фирмы «Сикорский».

На S-76 9 апреля 1985 года было зарегистрировано четыре мировых рекорда в новом подклассе E-1f, дополнительно установленном для вертолетов взлетной массой 4500-6000 кг: два рекорда скорости полета на базе 3 км - 312,152 км/ч и на базе 15-25 км - 304,73 км/ч, один - скороподъемности - 3000 м за 6 мин 15,4 с, и один — дальности полета по замкнутому маршруту — 1508,91 км. Через несколько дней после установления этих рекордов летчики-испытатели Джек Швейболд, Гарри Саттон и Фриц Харвей на вертолете S-76 совершили рекордный перелет протяженностью более 10900 км со средней скоростью 194 км/ч и общей продолжительностью 56 ч, включая 5 ч, затраченные на промежуточные посадки для заправки топливом. Полет начался в испытательном центре фирмы в городе Лафайетт (штат Луизиана) и пролегал почти через всю территорию США и Канады.

Вертолеты S-76 получили широкое применение в США и других странах. Построено более 500 вертолетов всех модификаций.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz